Главная>>> Обзор моделей лодок, катеров, яхт>>> Мотолодка «Нептун-3»

Мотолодка «Нептун-3» — описание, технические характеристики моторной лодки «Нептун-3»

Новая модель пластмассовой моторной лодки «Нептун»

Мотолодка «Нептун-3» — описание, технические характеристики моторной лодки «Нептун-3»

В июне 1976 г. в соревнованиях на приз сборника «Катера и яхты» в г. Херсоне принял участие опытный образец новой пластмассовой мотолодки «Нептун-3», представляющей дальнейшее развитие широко популярного «Нептуна». Можно напомнить, что эта лодка серийно выпускалась с 1971 г. Сосновским судостроительным заводом по проекту, разработанному ЦКБ «Нептун». На этой странице размещена статья «За рулем мотолодки «Нептун», в которой дается подробный разбор ее эксплуатационных качеств. Отмечается, в частности, недостаточные размеры кокпита и комфортабельность, отсутствие сухих багажников, неудачная конструкция сидений, плохое качество тента и привального бруса. С учетом отзывов потребителей авторы проекта и работники завода усилили конструкцию корпуса и откорректировали чертежи лодки — появилась промежуточная модель «Нептун-2». За прошедшие годы было выпущено около 6000 лодок обеих модификаций.

Работа по совершенствованию проекта продолжалась. В связи с освоением нашей промышленностью новых, более мощных моделей 23-, 25- и 30-сильных подвесных моторов выявилась необходимость увеличить допускаемую для установки на «Нептун» мощность с 40 до 50 л. с. Потребовалось соответственно увеличить высоту борта, подкрепить транец для возможности установки двух тяжелых моторов. Конструкторы, учитывая пожелания покупателей и владельцев «Нептунов» прежних моделей, постарались сделать новый «Нептун-3» более комфортабельным — лучше приспособленным для эксплуатации, как во время коротких прогулочных выходов, так и в туристских плаваниях. При этом имелось в виду, что улучшенная модель не должна существенным образом отличаться от серийного «Нептуна-2» ни по весу, ни по стоимости.

Общее устройство мотолодки «Нептун-3»

Общее устройство мотолодки «Нептун-3»
1 — стойка ходового огня; 2 — рецесс; 3 — быстросъемный тент; 4 — весло-гребок; 5 — ДУ реверсом и газом; 6 — ниша для хранения мелких предметов; 7 — крышка люка багажника.

Сейчас осваивается ее производство на том же Сосновском заводе (вместо «Нептуна-2») и можно более подробно осветить особенности третьей модели. Как показывает сравнение размерений (см. таблицу), новая лодка несколько больше: на 0,18 м длиннее, на 0,21 м шире — и главное — на 0,22 м выше.

Сравнительные данные двух моделей мотолодки «Нептун»
Характеристика: «Нептун-3» «Нептун-2»
Длина наибольшая, м 4,21 4,03
Ширина наибольшая, м 1,80 1,59
Ширина по скуле на транце, м 1,42 1,29
Высота борта на миделе, м 0,87 0,65
Осадка в грузу, м 0,29 0,25
Килеватость днища на транце, град. 8 8
Вес (без мотора), кг 200 210
Полезная грузоподъемность, кг 400 400
Размеры кокпита, м 2,0х1,5 1,58х1,30
Максимальная допустимая мощность, л. с. 50 40

Поскольку в принципе «Нептун-2» обладает неплохими скоростными и мореходными качествами, обводы днища оставлены в основном без изменений. В то же время была проделана значительная работа по обеспечению выхода лодки с полной нагрузкой на глиссирование под наиболее популярным сейчас подвесным мотором «Нептун-23», т. е. при удельной нагрузке 26 кг/л. с.: изменено положение линии скулы, ликвидирован отгиб днища вверх у транца.

Теоретический корпус мотолодки «Нептун-3»

Теоретический корпус мотолодки «Нептун-3»

На испытаниях опытный образец лодки с «исправленными» таким образом обводами с полной нагрузкой под одним мотором «Нептун-23» («белый» винт; Н=220 мм) уверенно выходил на глиссирование, показывая при этом скорость 30 км/ч. С одним водителем на борту максимальная скорость достигла 39,5 км/ч. (Напомним, что на испытаниях «Нептуна-2» с таким же мотором и винтом при нагрузке 400 кг скорость составила 26 км/ч, при нагрузке 313 кг — 30,6 км/ч, максимальная с одним водителем — 38,8 км/ч). С 30-сильным мотором «Вихрь-30Р» наш «Нептун-3» с полной нагрузкой прошел мерную милю со средней скоростью 35,6 км/ч. Можно полагать, что такие ходовые качества удовлетворят любителей дальних спортивных плаваний.

Существенно изменился вид корпуса выше скулы. Благодаря небольшому развалу бортовых ветвей шпангоутов и увеличению высоты борта возросла ширина мотолодки. Появился слом по бортам, играющий роль брызгоотбойника и повышающий жесткость обшивки. Кокпит стал намного просторнее, так как уменьшились и длина носовой палубы, и длина подмоторной ниши. В кокпите теперь свободно размещаются пять человек (в прогулочном варианте использования).

Если раньше при выходе на глиссирование из-за короткого кокпита не удавалось обеспечить необходимое смещение в нос центра тяжести мотолодки, то теперь, регулируя положение пассажиров, можно получить оптимальную центровку. Появилась и возможность оборудовать удобные спальные места: сиденья выполнены в виде боковых продольных рундуков, стенки которых конструктивно играют роль мощных продольных связей. Остается свободным проход к подвесному мотору; рундуки вместительны и удобны для размещения снабжения и багажа пассажиров, в них свободно умещаются и рыболовные принадлежности. Длина рундука с уложенной в качестве изголовья спинкой более двух метров, ширина — 0,55 м.

Если непривычная посадка боком к направлению движения покажется пассажирам неудобной, они могут сесть и лицом вперед: для этой цели лодка комплектуется съемной поперечной банкой, которая укладывается в соответствующие углубления в углах продольных сидений.

Сохранение того же веса при увеличении размеров достигнуто за счет более рационального использования материала. Прочность и жесткость днища обеспечиваются не столько толщиной обшивки, сколько применением продольного и поперечного набора, важными узлами которого являются продольные рундуки, носовая и кормовая переборки. Свою «долю» в экономии веса дали уменьшение площади палубы и применение продольных гофров. Общий расход стекломатериалов, идущих на постройку мотолодки «Нептун-3», остался на уровне существующего для «Нептуна-2».

Прочность корпуса проверена проведением ресурсных испытаний мотолодки. Справедливости ради отметим, что на опытном образце «Нептуна-3», участвовавшем в соревнованиях в Херсоне, были зарегистрированы повреждения корпуса, когда во время маршрутной гонки лодке пришлось встретиться с волной, вдвое большей, чем расчетная (0,75 м для 5-го типа по ГОСТ 19105-73). Самое существенное из повреждений — поломка кормовой переборки, как выяснилось, было следствием небрежной сборки корпуса: переборка оказалась плохо приклеенной к обшивке и палубе. Однако конструкторы учли и этот печальный опыт — внесли необходимые усовершенствования в конструкцию соединений.

Мотолодка «Нептун-3» Большое внимание уделено отработке внешнего вида новой мотолодки. Разрабатывались два варианта архитектурного решения — с прямоугольным и с изогнутым панорамным ветровым стеклом. Межведомственная комиссия рекомендовала к применению второй вариант. Преемственность внешнего вида «Нептунов» подчеркнута архитектурой носовой части лодки и, в частности, тем, что на палубе сохранена средняя полоса с мелкими гофрами. Появление багажного отсека, отделенного от кокпита носовой переборкой, является несомненным преимуществом по сравнению с прежней моделью. Доступ в него через палубный люк достаточно удобен. Здесь можно будет хранить редко используемое туристское снаряжение (палатку, спальные мешки, теплые вещи и т. п.), кроме того, здесь на стоянке могут быть заперты матрацы сидений и съемные стенки.

Опущенный вниз столик-крышка, расположенный на кормовой переборке, выгораживает пространство под моторной нишей, предназначенное для хранения бензобаков, канистр, инструмента, и также может быть закрыт на замок. Два отверстия в столике, служащие для вентиляции отсека с бензобаками, оформлены в виде гнезд, в которые можно поставить стаканы или бутылку.

Сохранено и несколько увеличено углубление в палубе под ветровым стеклом; сюда можно положить флаг-отмашку, фонарь и т. п. Кроме того, имеется еще одна защищенная от дождя и брызг ниша-полочка — под носовым комингсом кокпита. Здесь удобно хранить такие боящиеся воды вещи, как спички, карта, фотоаппарат и др.; достать их водитель может, протянув руку. На кормовых стенках съемных спинок сделаны оттягивающиеся «карманы» для различных мелких легко теряющихся предметов.

Моторная лодка «Нептун-3» комплектуется дистанционным управлением производства Калужского турбинного завода. Рукоятка ДУ газом и реверсом может быть закреплена на специальном кронштейне, установленном на продольном рундуке сбоку от водителя. Кронштейн имеет дополнительную планку для установки второго комплекта ДУ при использовании спаренных моторов. Рядом с водителем находится маленький пульт включения-выключения ходовых огней и зажигания мотора. Схема предусматривает подключение ходовых огней к системе освещения подвесного мотора. Сами огни расположены позади водителя и благодаря этому не мешают ему при ходе в сумерках. Кормовой огонь лодка несет на выдвижной штанге, установленной в кормовой части подмоторной ниши.

Высота от сидений до верхнего полотнища тента около 950-900 мм, так что можно свободно выходить и садиться в лодку при поставленном тенте. Имеются боковые и кормовое окна из морозоустойчивой прозрачной пленки, а также клапан на кормовой стенке, позволяющий обслуживать мотор. Сложенный по-походному тент (предусмотрен чехол) укладывается на кормовую часть палубы.

«Нептун-3» оборудован сливной пробкой оригинальной конструкции и съемными сланями, так что поддержание чистоты в лодке не будет проблемой. Для изготовления привального бруса предусмотрено использовать новый пластиковый профиль, сохраняющий эластичность при изменении температуры.

Непотопляемость и аварийная остойчивость лодки обеспечиваются в соответствии с требованиями ГОСТ 19105-73; применены блоки плавучести из пенопласта, размещенные под палубой в носу и в кормовой части продольных рундуков.

В. М. Ефимов, «Катера и яхты», 1977 г.

В раздел «Обзор моделей лодок, катеров, яхт»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное