Главная>>> Обзор моделей лодок, катеров, яхт>>> Мотолодка «Москва-2»

Мотолодка «Москва-2» — технические характеристики моторной лодки — катера с каютой «Москва-2»

Мотолодка «Москва-2» — технические характеристики моторной лодки — катера с каютой «Москва-2»

В сентябре 1974 г. в ЦКБ «Нептун» были закончены всесторонние испытания опытного образца новой каютной мотолодки «Москва-2», а в ноябре того же года испытан катер «Москва-2К» (созданный на базе корпуса мотолодки «Москва-2») со стационарным двигателем «М60К» и поворотно-откидной колонкой «ПОК-55».

Основные данные мотолодки «Москва-2»
Длина наибольшая, м 5,11
Ширина наибольшая, м 1,98
Высота борта на миделе, м 0,93
Водоизмещение полное, кг 1000
Длина каюты, м 2,0
Ширина каюты, м 1,40
Высота в каюте, м 1,25
Угол внешней килеватости днища у транца 14°
Масса с оборудованием и снабжением, кг 390
Пассажировместимость, чел. 4-7
Допустимая мощность мотора, л. с. 60
Скорость под двумя моторами мощностью по 25 л. с. при водоизмещении 1000 кг, км/ч 38

Как мотолодка «Москва-2», так и катер «Москва-2К» — это первые алюминиевые суда такого типа, предназначенные для продажи населению.

Появлению «Москвы-2» предшествовал анкетный опрос торговых баз спорткультторгов Министерств торговли РСФСР и СССР и населения. Выяснилось, что любители водного отдыха желали бы ровно половину всех выпускаемых для продажи населению прогулочных судов видеть крупными каютными катерами (по Киевской области, к примеру, за это высказалось 70% водномоторников). Многие высказывали и конкретные пожелания: по сравнению с популярным «Прогрессом» новая лодка должна быть на 0,5-1 м длиннее, стать шире и просторнее, иметь больший надводный борт и главное — каюту. Проектанты постарались максимально учесть пожелания будущих покупателей.

После отработки в опытовом бассейне для новой лодки были приняты плоско-килеватые обводы с углом килеватости на транце 14°. «Москва-2» успешно преодолевает волны высотой 0,75-1,20 м.

Теоретический чертеж корпуса мотолодки «Москва-2»

Теоретический корпус мотолодки «Москва-2»

Обшивка бортов и днища разворачивается на плоскость и при изготовлении не требует штамповки, что значительно облегчает технологический процесс. Для изготовления обшивки корпуса, рубки, переборок и флор используется алюминиево-магниевого сплава АМг-5М — он хорошо сваривается, не подвержен коррозии, пластичен и недорог. Толщина листов обшивки днища — 2 мм, бортов, палубы и рубки — 1,5 мм. Набор изготовляется из профилей алюминиевого сплава марки АМг-61.

Непотопляемость «Москвы-2» обеспечена блоками плавучести, закрепленными с внутренней стороны палубы. При затоплении всех отсеков мотолодка остается на плаву, на ровном киле и за нее могут удерживаться люди, находящиеся за бортом.

Особое внимание при проектировании было уделено условиям обитаемости, чтобы мотолодка была удобна не только для прогулок, но и продолжительных туристских плаваний всей семьей.

Схема общего расположения мотолодки «Москва-2» и кормовая часть катера «Москва-2К»

Схема общего расположения мотолодки «Москва-2»
1 — блок плавучести; 2 — подушка дивана; 3 — съемный стол; 4 — откидная подножка; 5 — пульт управления; 6 — кресло водителя; 7 — кормовой диван; 8 — блок плавучести; 9 — подъемный рым; 10 — черпак; 11 — спасательное кольцо; 12 — дверь; 13 — весло-гребок; 14 — слани; 15 — рулевое устройство; 16 — откидной люк; 17 — топливный бак; 18 — ДУ реверсом и газом; 19 — двигатель «М60К»; 20 — колонка «ПОК-55».

По длине корпус мотолодки разбит на три отсека: форпик, каюту и кокпит.

Каюта оборудована мягкими диванами и столиком. При устройстве на ночлег столик снимается и убирается в рундук, а в проход между диванами укладываются подушки кормового дивана из кокпита; на такой постели могут разместиться 3-4 человека. На крыше каюты предусмотрен люк, что позволяет в случае необходимости загружать или выгружать багаж непосредственно из каюты; люк можно использовать также в качестве вентиляционного или аварийного.

Откидывающаяся крышка люка на каюте

Крышка люка на каюте

Переднее и бортовые стекла — неоткрывающиеся, уплотнены резиновым профилем. В переборке, отделяющей каюту от форпика, также предусмотрен люк, что позволяет использовать внутренность форпика для хранения различного снабжения и имущества. Каюта отделяется от кокпита переборкой и двустворчатой открывающейся дверью.

Пост управления мотолодки «Москва-2»

Пост управления мотолодки «Москва-2»

В кокпите размещаются два кресла, пульт управления лодкой и кормовой диван. За кормовым диваном расположена водонепроницаемая моторная ниша. Кокпит в случае непогоды может быть закрыт тентом. При необходимости в нем могут расположиться на ночлег два человека на надувных матрацах, для этого кресла складываются и убираются в борта. Для установки любого из типов выпускаемых в настоящее время ДУ (одного или двух комплектов) предусмотрено место в районе кормовой переборки с левой стороны от водителя.

Для буксировки и швартовки мотолодки на палубе установлены три утки-рыма: один в носу, два — в корме, по бортам. Сигнальные огни, питающиеся от электросистемы подвесного мотора или автономного аккумулятора, позволят в случае необходимости плавать в темное время суток. Предполагается снабжать мотолодку спасательным кольцом с линем, черпаком, флагом-отмашкой, ремонтной аптечкой и двумя веслами-гребками.

Мотолодка испытывалась под всеми серийно выпускаемыми нашей промышленностью подвесными моторами. Например, под подвесным мотором мощностью 30 л. с. скорость с полной нагрузкой составила 17 км/ч, а под восьмисильным «Ветерком» — 8 км/ч. Кривые буксировочного сопротивления и потребной мощности мотора в зависимости от скорости при полном водоизмещении D=960 кг приведены на рисунке ниже.

Кривые буксировочного сопротивления R и потребной мощности двигателя Ne в зависимости от скорости V при полном водоизмещении мотолодки

Кривые буксировочного сопротивления мотолодки «Москва-2»

Предельно допустимая мощность подвесного мотора для «Москвы-2» по действующим нормам равна 90 л. с., однако в связи с тем, что в настоящее время промышленностью не выпускаются двигатели такой мощности, допустимая суммарная мощность подвесных моторов ограничена 60 л. с. С появлением более мощных моторов после проведения повторных ресурсных испытаний допустимая мощность подвесного мотора будет увеличена.

Мотолодка «Москва-2» обладает достаточной мореходностью для использования ее в прибрежных зонах морей и крупных водохранилищ. Из-за сравнительно большого угла килеватости, лодка на стоянке обладает повышенной валкостью. Другой недостаток — отсутствие термической изоляции рубки, вследствие чего в каюте наблюдается значительное выделение конденсата. Снижения расхода топлива и повышения скоростных характеристик лодки можно добиться путем установки грузовых гребных винтов уменьшенного шага.

Для удовлетворения спроса на прогулочные катера конструкторами ЦКБ «Нептун» на базе мотолодки «Москва-2» разработан проект катера со стационарным двигателем — «Москва-2К».

Поворотно-откидная колонка «ПОК-55» катера «Москва-2К»

Поворотно-откидная колонка катера «Москва-2К»

Общее расположение катера не отличается от расположения мотолодки, за исключением кормовой части кокпита, который несколько сокращен по длине для установки двигателя «М60К» (конверсия автомобильного двигателя «Москвич-412Л») номинальной мощностью 60 л. с. Для передачи мощности двигателя на гребной винт использована поворотно-откидная колонка «ПОК-55».

Моторный отсек отделен от кокпита переборкой, а сверху он закрывается двумя крышками. Кормового дивана в катере, в отличие от мотолодки, нет. При устройстве на ночлег в каюте между диванами прокладывается мягкий матрац, специально включенный в снабжение катера. Пассажировместимость «Москвы-2К» — 4 человека. Грузоподъемность 400 кг (100х4).

Полное водоизмещение катера около 1150 кг, а скорость хода при этом на тихой воде около 36 км/ч. Вкладной бензобак имеет емкость 100 л.

В. Н. Аладьин, В. К. Крикунов, «Катера и яхты», 1975 г.

В раздел «Обзор моделей лодок, катеров, яхт»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное