Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Мини-мотолодка «Сарган»

Мини-мотолодка «Сарган».
Постройка быстроходной мини-мотолодки под маломощный мотор

Мини-мотолодка «Сарган». Постройка быстроходной мини-мотолодки под маломощный мотор

Основные данные мини-мотолодки «Сарган»
Длина наибольшая, м 2,70
Ширина наибольшая, м 1,30
Ширина по скуле у транца, м 1,04
Высота борта на миделе, м 0,54
Масса корпуса, кг 65
Пассажировместимость, чел. 2
Мощность подвесного мотора, кВт/( л. с.) 6—15/(8—20)
Килеватость днища у транца, град. 17
Скорость хода под ПМ «Ветерок-12» с 2 чел., км/ч 26

Достоинствами этой лодки являются небольшие размерения и масса, благодаря чему ее можно использовать в режиме глиссирования с подвесными моторами мощностью от 8 л. с. с нагрузкой два человека. В то же время остойчивость и высота надводного борта позволяют эксплуатировать «Сарган» с подвесными моторами «Вихрь» и «Нептун-23», под которыми возможно достижение скоростей свыше 45 км/ч. Правда, в последнем случае водитель должен обладать определенным опытом управления быстроходными лодками, особенно в условиях волнения, когда легкое и короткое судно может совершать прыжки с гребня на гребень. Для снижения ударных перегрузок на волне и обеспечения продольной устойчивости движения килеватость днища в кормовой части сделана равной 17°. Днище снабжено четырьмя продольными реданами (по два на борт) и широкими скуловыми брызгоотбойниками. При полной нагрузке 250 кг лодка глиссирует на ближней к скуле паре реданов, а с уменьшенной нагрузкой (один человек) или увеличенной до 20 л. с. мощностью мотора — на ширине днища, ограничиваемой первыми от киля реданами и равной всего 340 мм. Скуловой брызгоотбойник способствует выходу лодки на режим глиссирования, так как его рабочие грани расположены под несколько большим углом атаки, чем днище.

Теоретический чертеж мини-мотолодки «Сарган»

Теоретический чертеж мини-мотолодки «Сарган»
увеличить, 1500х1691, 189 КБ
А — разметка продольного редана; Б — paзметка линии скулы и брызгоотбойника.

Таблица плазовых ординат мотолодки «Сарган»

Линии теоретического чертежа Номера шпангоутов
1 2 3 4 5 (Тр.)
  Полушироты от ДП
Линия скулы — Ск 270 490 525 538 502
Линия борта — Б 405 560 633 650 620
Линия палубы — П 385 525 605
  Высоты от ОЛ
Линия скулы — Ск 325 282 240 190 154
Линия борта — Б 470 467 455 434 410
Линия палубы — П 532 545 535
Высота брызгоотбойника — Бр 17 20 20 17 15
Примечание. Высоты по шп. 5 (транцу) даны с учетом его наклона.

Еще одна существенная деталь обводов мотолодки — наклонные участки бортов вблизи транца. Их назначение — уменьшать крен лодки при резкой перекладке руля. Когда эти участки на скорости погружаются в воду, на них создается дополнительная подъемная сила, направленная перпендикулярно поверхности и эффективно противодействующая дальнейшему накренению судна. Дополнительный надводный объем в корме полезен еще и в случае вынужденного ремонта заглохнувшего мотора на плаву: благодаря резко расширяющимся бортам при перемещении человека к корме погруженный объем быстро увеличивается и дифферент на корму оказывается не так велик, как в случае обводов с малым развалом бортов.

Форштевень «Саргана» сделан расширяющимся к палубе для увеличения объема носовой части корпуса и ее плавучести; это важно, например, при плавании с попутной волной.

Чтобы получить необходимую из условий мореходности высоту водонепроницаемого борта без ухудшения внешнего вида лодки, использованы высокие комингсы, гнутое лобовое стекло и кормовая стенка рецесса подвесного мотора. Так что фактически высота надводного борта «Саргана» не меньше, чем у 4-метровых лодок типа «Обь» и им подобных.

Обводы корпуса позволяют построить «Сарган» с обшивкой из фанеры толщиной 4—5 мм, если, конечно, строитель смирится с неизбежными трудностями изгиба фанеры в носу. Возможно, здесь в листах фанеры придется сделать два-три продольных пропила, чтобы легче было придать листу обшивки требуемую «закрутку»; впоследствии эти пазы надо будет заделать шпаклевкой — опилками на эпоксидной смоле и заклеить снаружи полосками стеклоткани, а изнутри корпуса поставить накладки из полос фанеры.

Однако лучше применить испытанный и уже получивший признание любителей-судостроителей метод постройки композитного корпуса. При этом легкий деревянный набор обшивается каким-либо тонким листовым материалом, который легко принимает нужную форму, а затем оклеивается стеклотканью до получения необходимой прочности стеклопластикового корпуса. В данном случае набор вместе с тонкой первоначальной обшивкой служит в основном технологическим оформителем, задающим форму — обводы корпуса, поэтому число шпангоутов и других деталей набора может быть уменьшено до минимума. Для «Саргана», кроме транца, потребуется изготовить четыре шпангоутные рамки, собираемые из реек 12X40, соединяемых кницами и флорами из фанеры толщиной 2,5—3 мм (рис. 272).

Конструктивный чертеж корпуса
Конструктивный чертеж корпуса
увеличить, 1500х1293, 219 КБ
1 — обшивка; 2 — киль 22X50; 3 — старнкница, фанера δ = 6; 4 — транец, фанера δ = 8-12; 5 — декоративная планка, 5X40, дуб; 6 — рецесс, стеклопластик, δ = 2,5-3: 7 — рейка δ = 5; 8 — рейка 18X25; 9 — внутренняя зашивка комингса, фанера δ = 3 или стеклотекстолит δ = 1-2; 10 — наружная зашивка комингса, фанера δ = 3 или стеклотекстолит δ = 1-2; 11 — бортовая доска 12X100; 12 — стойка 20X80; 13 — стекло δ = 8; 14 — рейка 10X15; 15 — угольник из полосы 2X32, алюминий; 16 — полоса 2X20, алюминий; 17 — винт М5; 18 — угольник из полосы 2X32, алюминий; 19 — прокладка δ = 1,5, резина; 20 — палубный стрингер 12X50; 21 — скуловой стрингер 12X50; 22 — брештук δ = 40, сосна; 23 — пенопластовый заполнитель; 24 — брештук стрингеров, фанера δ = 3; 25 — форштевень, δ = 12 с накладками из фанеры δ = 3; 26 — рейка 18X30; 27 — продольный редан; 28 — флор из пенопласта δ = 40; 29 — флортимберс 12X40; 30 — опорная рейка пайола 12X25; 31 — флор, фанера δ = 3 с двух сторон; 32 — лекальная доска δ — 12; 33 — пульт, доска или фанера δ = 12; 34 — буртик из металлической полосы 2X30; 35 — доска δ = 12; 36 — бимс шп. 4, 12X50; 37 — угольник 2Х12X12; 38 — стойка транца 18X50; 39 — топтимберс 12x40; 40 — брусок 20X25; 41 — кница δ = 3 с двух сторон; 42 — доска 12X200; 43 — рейка 12X40; 44 — заполнитель δ = 12; 45 — подкрепление под мотор, δ = 12; 46 — стойка 15X30; 47 — накладка δ = 20; 45 — рейки шп. 3, 12X20; 49 — бимс шп. 2, 12X50; 50 — опорная кница пульта, δ = 18; 51 — бимс шп. 1, 12X40; 52 — приформовка из полос стеклоткани шириной 60 мм; 53 — привальный брус 12X40; 54 — шуруп 3X15; 55 — оформитель 20X40; 56 — оклейка редана, стеклоткань; 57 — оклейка обшивки; 58 — рейка 20X20; 59 — рейка 18X30; 60 — доска клиновидная, δ = 12.

Шпангоутные рамы и узлы конструкции корпуса
Шпангоутные рамы и узлы конструкции корпуса
увеличить, 1500х1202, 260 КБ

Из обрезков 12-миллиметровой доски набирается форштевень, который для прочности оклеивается фанерой (фанеруется) с обеих сторон. Киль, скуловые и привальные брусья здесь служат только для соединения отдельных листов оформителя. Можно отказаться и от этих деталей продольного набора, если сшивать кромки листов оформителя проволочными скрепками или даже просто рыболовной леской (см. статью о постройке мотолодки «Сом»).

Сборку набора корпуса «Саргана» можно осуществить наиболее простым способом — в положении вверх килем. Стапель имеет принципиально такую же конструкцию, как и для постройки лодки «Налим» (см. книгу Курбатова «15 проектов судов для любительской постройки»); точно так же к каждому шпангоуту нужно прикрепить по две параллельных и вертикальных стойки для крепления рамок к стапелю. Расстояние между брусьями стапеля можно принять равным 400 мм; высота до базовой линии — 800 мм от ОЛ. В шпангоутах должны быть сделаны гнезда для киля, скуловых стрингеров и привальных брусьев. Киль и форштевень собирают вместе заранее, до установки на стапель. Уложив этот узел в гнезда шпангоутов и закрепив к стапелю свободный конец форштевня, обрезают кормовой конец киля, выступающий за обшивку транца. Затем при помощи старнкницы 3 киль надежно соединяют с транцем.

Конструкция носовой оконечности
Конструкция носовой оконечности.

Теперь к форштевню необходимо прикрепить два брештука — один для соединения концов бортовых досок 11, а второй — скуловых стрингеров 21. Первый лучше выпилить из доски толщиной 40 мм. В этом брештуке делается гнездо для форштевня, палубного стрингера (мидельвейса) и бортовых досок 11. Для правильной установки брештуков на форштевне необходимо заранее нанести линии, с которыми следует совместить нижние кромки брештуков при их склеивании со штевнем. Поставив на место брештук 22, сразу же подгоняют и крепят к шпангоутам бортовые доски 11 (начиная со шп. 3), используя клей и шурупы 3,5X30.

Нижний брештук вырезается из фанеры; скуловые стрингера крепят к нему посредством шурупов, завинчиваемых через фанеру. Затем пространство между обоими брештуками следует забрать пенопластом, склеивая его отдельные плиты между собой и с деталями набора. Вооружившись рубанком или специальным инструментом, напоминающим обычную терку, пенопласт обрабатывают до получения плавных обводов носовой оконечности; к этой пенопластовой «бобышке» впоследствии будут примыкать листы оформителя корпуса и все снаружи будет оклеиваться стеклотканью.

В кормовой части корпуса к шпангоутам и бортовой доске 11 приклеивается доска 10, образующая вертикальный участок борта.

Нижнюю кромку этой доски нужно сострогать до плотного прилегания листа фанеры, приложенного к шпангоутам. Впоследствии к этой кромке приклеивается край листового оформителя наружной обшивки.

После снятия малки со всех поверхностей, прилегающих к обшивке, набор накрывают листовым оформителем, в качестве которого могут быть использованы: стеклотекстолит толщиной 1—2 мм, 3-миллиметровая строительная фанера и даже водостойкий картон или оргалит. Оформитель крепится к набору на клею и гвоздях, затем оклеивается снаружи стеклотканью на эпоксидной смоле.

При использовании сравнительно тонких тканей сатинового переплетения достаточно наложить пять-шесть слоев ткани, чтобы получилась стеклопластиковая обшивка толщиной 2,5—3 мм. При фанерном оформителе число слоев стеклоткани может быть уменьшено до четырех-пяти. Если придется использовать жгутовую стеклоткань большей толщины, число слоев также можно будет уменьшить, но следует иметь в виду, что из-за ухудшенной пропитки отдельных жгутов связующим, такой пластик может фильтровать воду. В таких случаях желательно все-таки раздобыть немного тонкой стеклоткани с тем, чтобы наложить два более плотных слоя стеклопластика снаружи обшивки и один — между оформителем и стеклорогожей.

Заметим, что важным условием получения качественного стеклопластика является соблюдение правильного соотношения веса армирующего стекломатериала и веса связующего — в пределах (50:50)—(60:40)%; иначе отвердевший стеклопластик не будет обладать достаточной прочностью и водонепроницаемостью.

Еще одна тонкость, которую также следует учитывать при постройке лодки с корпусом из стеклопластика. Поскольку армирующий материал наносится слоями, имеется возможность изменять толщину стеклопластика в зависимости от требуемой на данном участке обшивки прочности. Например, вдоль киля, где обшивка подвержена сильному износу, стоит уложить несколько дополнительных полос стеклоткани; наоборот, можно уменьшить толщину комингсов, которые не подвергаются большим нагрузкам, и т. п. Все это и позволяет построить имеющий достаточную прочность корпус с минимальным весом; впоследствии можно будет усиливать обнаружившиеся в процессе эксплуатации слабые места.

Продольные реданы и скуловой брызгоотбойник предусмотрено изготовить из деревянных реек или твердого пенопласта. Лучше всего, оклеив гладкое днище двумя-тремя слоями стеклоткани, разметить на нем положение брызгоотбойника и реданов и поставить их на место. Каждый редан затем оклеивается узкими полосками ткани в два слоя; важно тщательно прикатывать ткань к обеим граням реданов так, чтобы здесь не образовывались пузырьки воздуха и непроклеи. Затем поверхности днища между реданами оклеивают полосами стеклоткани соответствующей ширины до получения нужного общего числа слоев.

Внутренние поверхности фанерного или картонного оформителя изнутри корпуса должны быть защищены от воздействия воды разжиженной эпоксидной смолой либо несколькими слоями лака или водостойкой краски, которые наносят после пропитки материала олифой.

Конструкция комингсов в кормовой оконечности
Конструкция комингсов в кормовой оконечности.

В качестве оформителя комингсов кокпита с успехом может быть применен легкий пенопласт, тем более, что определенное количество этого материала (около 30 дм³) требуется надежно закрепить в корпусе для обеспечения непотопляемости лодки в аварийных случаях. Плиты пенопласта обрабатываются по поперечным сечениям в промежутках между шпангоутами, устанавливаются на место и оклеиваются двумя слоями стеклоткани. Конструкция в этом случае получается легче, чем из фанеры с последующей оклейкой. Для крепления лобового стекла в пенопластовые комингсы нужно вклеить деревянные рейки.

Дополнительный днищевой шпангоут 29 (см. сечение Д-Д на рис. «Конструктивный чертеж корпуса») и пенопластовый флор 28 вклеивают в корпус после его снятия со стапеля. В бимсы врезается мидельвейс, затем носовая часть закрывается палубой из стеклотекстолита или 4-миллиметровой фанеры. Для крепления нижней кромки лобового стекла поверх комингсов между шп. 3 и 2 ставится лекальная доска 32, внутренняя кромка которой повторяет изгиб стекла. К бимсу шп. 2 при помощи книц с наклоном 55° к вертикали крепится доска пульта 33. На «Саргане» штурвал лучше расположить на правом борту: вследствие малого веса и значительной килеватости лодки с одним водителем на ходу она непременно будет получать крен па левый борт (из отечественных подвесных моторов только «Привет» имеет винт правого вращения). Расположение водителя справа устранит этот крен и соответственно повысит устойчивость лодки на курсе.

Цельноформованная подмоторная ниша из стеклопластика
Цельноформованная подмоторная ниша.

Подмоторную нишу целесообразно изготовить цельноформованной из стеклопластика. Матрицу для ее формования легко можно сделать из листа Фанеры и пенопласта, из которого набирается выступающая часть формы для образования углубления. Готовая ниша вкладывается между внутренними комингсами; ее горизонтальные кромки опираются на рейки, приклеенные к комингсам, на бимс шп. 4 и на верхнюю кромку транца. К комингсам ниша прикрепляется при помощи приформовочных полос стеклоткани («мокрых угольников»), к бимсу — прижимается дюралевым угольником, а к транцу — дубовой или металлической раскладкой.

При различных приформовках и приклеивании деталей к стеклопластику необходимо тщательно зачищать его поверхность при помощи шкурки; полосы стеклоткани надо укладывать с таким расчетом, чтобы верхние слои перекрывали по ширине нижние, по крайней мере, на 10—15 мм.

Для того чтобы лобовое стекло получилось красивым и минимум дефицитного оргстекла ушел в отходы, для его разметки и гнутья желательно изготовить шаблон из толстого картона и пары угольников. Один из угольников изгибают по палубе, второй служит шаблоном верхней кромки стекла. Поставив оба угольника на место, их соединяют двумя-тремя стойками из таких же угольников. Теперь можно наложить лист картона и, обчертив его по кромкам шаблона, получить контуры будущего стекла. Если не удастся достать цельного куска оргстекла, его можно согнуть из трех частей, предусмотрев их соединение на двух стойках из нержавеющей стали. Желательно, чтобы стекло было толщиной 7—8 мм, так как более тонкое быстро трескается, а толстое — окажется слишком тяжелым. По верхней кромке стекла ставится обрамление из алюминиевых полос, по палубе — такой же угольник. Если эти металлические детали отполировать, они придадут лодке нарядный вид.

От ударов о причал и другие лодки борта «Саргана» можно защитить полосой из легкого сплава, согнутой в поперечном сечении под углом соответственно обводам борта. Можно также поставить и обычный дубовый буртик.

Спинки сиденья лучше сделать раздельными и съемными для удобства прохода к мотору. Штурвал нужен уменьшенного диаметра — не больше 320—350 мм (сделать его можно, набрав из обрезков фанеры). Под сиденьем водителя и пассажира образуется рундучок для хранения непромокаемой одежды или палатки; еще немного места есть под носовой палубой (сюда можно уложить спальный мешок) и под рецессом, а также в кокпите за сиденьем.

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте