Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Крейсерская яхта «Викинг-32»

Крейсерская яхта «Викинг-32».
Постройка 10-метровой яхты своими руками

При проектировании перед автором стояла задача – сделать свою яхту в первую очередь надежной и комфортабельной, легко управляемой, без претензий на гоночную жизнь. Были выполнены три эскизных проекта традиционных яхт, вооруженных топовым шлюпом, с различными размерениями и вариантами планировки, и только третий вариант был принят за основу. Для уточнения ряда деталей была изготовлена модель в масштабе 1:10.

Крейсерская яхта «Викинг-32». Постройка 10-метровой яхты своими руками

По габаритной длине яхта укладывается в 10 м (на западный манер – 32 фута) и соответствует «3/4-тоннику». Судя по зарубежной литературе, большинство яхт для крейсерского семейного плавания имеют близкие главные размерения: длину – 10 м, ширину – 3,2 м, вес – 4,5 т. Почему? Дело в том, что только в такой яхте удается разместить пять-шесть спальных мест. Имеется кают-компания с большим столом, за которым при желании могут сидеть 10–12 человек, а в носу – отдельная каюта на 2–3 человека. Можно оборудовать штурманский уголок со столом и полками для карт, приборов и принадлежностей. Имеются камбузный отсек и отдельный туалет с душем. Высота подволока в кают-компании может доходить до 2 м, а это – не последнее дело для высоких людей. Таким образом для команды и гостей внутри 10-метровой яхты удается обеспечить комфорт. И в то же время на палубе, даже в условиях свежей погоды, один квалифицированный человек (всего один!) может поставить и убрать паруса, выбрать якорь, развернуть запутавшуюся снасть (правда, доверив при этом «рулежку» электронному автопилоту), да и одержать яхту при навале на препятствие.

На более крупных яхтах комфорта, конечно, больше (впрочем, ненамного), а вот паруса, якорь и все остальное – значительно тяжелее и требует больших усилий. Итак, крейсерская яхта в 32 фута – это то, что надо, и мы в этом убедились.

Основные данные яхты «Викинг-32»
Длина наибольшая, м 9,74
Длина по КВЛ, м 7,80
Ширина наибольшая, м 3,14
Ширина по КВЛ, м 2,40
Осадка килем, м 1,9
Водоизмещение, т 4,4
Вес балласта, т 1,99
Площадь парусности, м² 50

Продольный разрез яхты и планировка помещений
Продольный разрез яхты и планировка помещений

Яхта с мощным деревянным корпусом получилась несколько тяжелее сравнимых по размерениям крейсеров, но и, соответственно, надежнее без видимого ущерба для скорости и крутизны хода. Применены многоскулые (граненые) обводы, позволяющие обшивать корпус листовым материалом. Трудоемкость такого варианта несколько меньше, чем при реечной обшивке, а наличие неярко выраженных граней на обычных для крейсерской яхты скоростях вряд ли сказывается сколько-нибудь заметно.

Теоретический чертеж корпуса яхты «Викинг-32»
Теоретический чертеж корпуса яхты «Викинг-32»
увеличить, 843х704, 61,0 КБ

Таблица плазовых ординат

Шп. -1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Высоты от ОП
Палуба 1698 1695 1690 1688 1680 1675 1658 1643 1630 1610 1587 1565
Борт 1683 1637 1600 1567 1535 1514 1503 1500 1500 1500 1500 1500
С1 1317 1245 1182 1132 1094 1074 1070 1077 1106 1150 1203
С2 1017 916 827 757 704 674 666 678 723 809 927
С3 736 614 512 428 367 335 326 342 408 532 702
С4 350 261 189 137 106 101 119 188 323 533
С5 113 33 6 0 0 0 19 92 230 450
Киль 113 33 6 0 0 0 19 76 132 190
Полушироты от ДП
Борт 149 495 807 1076 1283 1440 1542 1570 1540 1437 1248 973
С1 342 672 968 1202 1376 1478 1513 1479 1374 1192 926
С2 197 528 822 1052 1225 1328 1348 1323 1232 1054 808
С3 61 367 627 833 988 1074 1100 1073 992 842 635
С4 197 387 538 652 720 733 708 642 534 393
С5 50 150 232 283 314 320 304 260 198 123

Конструктивный мидель-шпангоут (шп.6)
Конструктивный мидель-шпангоут (шп.6)

Киль-плавник (весом 1,99 т) стальной, заполненный свинцом, крепится к килю и флорам болтами М30.

По вооружению яхта является аналогом «3/4-тонника». Рангоут изготовлен на верфи из специального яхтенного профиля (материал – АМг). Комплект парусов – импортного производства, доработанный на фирме «Северное сияние».

Парусное вооружение яхты «Викинг-32»
Парусное вооружение яхты «Викинг-32»
Боковой вид яхты. Показан вариант с вооружением 7/8. Основной вариант – топовое вооружение.

Каюта яхты «Викинг-32»Монтаж всех систем, изготовление мебели и малярные работы выполнены специалистами.

Мы получили возможность оценить высокую мореходность яхты и удобство управления ею в любых погодных условиях, включая штормовые.

Самый первый поход был в Финляндию с командой из двух человек, второй – в Данию, причем на борту находилось шесть человек. Затем последовали два похода в Выборгские шхеры и отпуск на Ладоге.

Крейсерская яхта «Викинг-32»Благодаря удачным самодельным устройствам закрутки генуи и грота постановка, уборка и рифление парусов производятся одним человеком непосредственно из кокпита. Постановка и уборка геннакера также выполняется одним яхтсменом. В качестве «автопилота» использовался прибор «Autohelm-1000», который позволяет без особого труда плавать вообще одному.

Первые две навигации мы использовали мотор «Crescent» (25 л. с.), который навешивался на специальный кронштейн на транце. Прекрасный мотор, но на яхте он работал хорошо только при ходе без волнения. При волне высотой более 0,5 м гребной винт периодически выскакивал из воды, бешено вращаясь и теряя упор, а когда снова попадал в воду, этот упор «не появлялся» – приходилось уменьшать обороты двигателя до самых малых, чтобы винт заработал нормально. И так на каждой волне. Вывод: подвесной мотор на транце яхты – не лучшее решение. Поэтому мы поставили яхтенный стационарный двигатель – 20-сильный итальянский дизель «Rudgerini» с двухконтурной системой охлаждения. Скорость под мотором – 6 уз.

Крейсерская яхта «Викинг-32»Теперь о рулевой системе. Первоначальное исполнение было румпельным. Все было нормально, но... захотелось иметь штурвал. И вот в кокпите появился рулевой пьедестал, а на нем сверкающий 800-миллиметровый штурвал! Все работало прекрасно. Две навигации крутили штурвал и... заменили его снова на румпель. С румпелем нравится больше!

Несколько советов по технологии постройки яхты

Предлагаемый проект по силам достаточно опытному строителю. Яхта построена из дерева. Набор – сосна и дуб. Обшивка, настил палубы и рубка – бакелизированная фанера толщиной 10 мм (днищевой пояс – 20 мм) с последующей оклейкой 16 слоями стеклоткани.

Корпус «Викинга» строится на стапеле традиционным способом – вверх килем.

Стапель. Для обеспечения необходимой точности стапель должен быть достаточно прочным. Лучше всего собирать его из бруса хвойных пород дерева. Брус должен быть ровным, прямым (без «винта») и иметь сечение не менее 150х150. Длина бруса может быть стандартной (6 м), поскольку все равно потребуется стыковка с применением фанерных соединительных книц.

Брусья укладываются на пол помещения точно по уровню в два ряда по высоте и в три линии на всю длину корпуса. Все эти ряды необходимо «перевязать» поперечными брусьями с помощью врезки, скоб, книц и т. п., чтобы получился узкий длинный короб, верхняя часть которого должна быть прямолинейной и отфугована строго горизонтально.

По центру среднего ряда надо «пробить» с помощью туго натянутой тонкой стальной проволоки линию ДП, по которой будут центрироваться шпангоутные рамы. На всех трех рядах пробиваются поперечные теоретические линии шпангоутов, по которым будут ставиться шергень-планки шпангоутных рам.

Плаз и изготовление шпангоутных рамок. Рабочий плаз разбивается на листах фанеры толщиной 8–10 мм, уложенных на ровный пол. До начала сборки шпангоутных рам на клею рекомендуем затянуть весь плаз прозрачной полиэтиленовой пленкой; это необходимо для предотвращения приклеивания шпангоута к плазу, когда излишки клея вытекут на фанеру.

Поскольку шпангоуты (40х80) двухслойные, все соединения концов деталей (футоксов) делаются внакрой с врезкой вполдерева без всяких книц. Шпангоутные рамки замкнутые, т. е. включают и подпалубные бимсы. В районе шп. 2–7 в конструкцию рамки входят и полубимсы, и набор рубки.

Необходимо помнить, что каждая шпангоутная рама должна быть собрана вместе с мощной поперечной шергень-планкой и тремя вертикальными стойками с креплением только шурупами. Для этого на плазе должны быть установлены упоры, фиксирующие точное одинаковое положение шергень-планки по высоте. На шергень-планки, флоры и бимсы с плаза выносится положение ДП.

Поперечные переборки. Все переборки состоят из двух фанерных полотнищ с набором между ними (т. е. рамкой соответствующего шпангоута). Эти полотнища с лицевой стороны уже при сборке на плазе должны получить декоративное покрытие. Наиболее часто таким покрытием является шпон ценных пород дерева.

Установка набора на стапеле. Готовые шпангоутные рамы и переборки устанавливаются поочередно на стапель с совмещением рисок ДП на шергень-планке и раме с линией ДП на средней балке стапеля. Для предотвращения сдвига шергень-планка притягивается к стапелю временными шурупами. В вертикальном положении шпангоутные рамы фиксируются несколькими укосинами.

Схема монтажа корпуса на стапеле
Схема монтажа корпуса на стапеле
1 – брус 150х150; 2 – шергень, доска 50х150; 3 – шергень-стойки, доска 25х150; 4 – настил подмостков, доска 50х150; 5 – настил подмостков, доска 50х150; 6 – стойки подмостков, доска 50х100; 7 – укосина, доска 25х100; 8 – трап.

Когда все шпангоуты будут выставлены и раскреплены, необходимо на концах шергень-планок собрать рамки для установки подмостков вдоль борта. На верх этих рамок следует уложить дощатый настил на всю длину лодки, а на них, уже поперек корпуса, доски в шпациях – между шпангоутами. Эта система подмостков позволит с удобством делать работу по установке продольного набора и монтажу поясьев обшивки. Когда эта работа будет вестись уже вблизи палубы, подмостки можно будет разобрать, чтобы они не мешали работать, стоя на полу.

Заготовку форштевня необходимо закрепить к стапелю несколькими планками, точно выдержав угол наклона к горизонту.

Килевая балка шириной 150 мм собирается из дубовых досок толщиной 15–20 мм и соединяется с форштевнем при помощи кнопа, а с флорами – на клею и шурупах.

Киль яхты
Киль яхты

Следующий этап – установка скуловых стрингеров, каждый из которых состоит из склеенных вдоль двух сосновых реек сечением 25х50 мм. Стрингера крепятся к форштевню и шпангоутам на клею и шурупах. Таким же образом собирается по месту из двух реек привальный брус. После установки продольных связей надо произвести малковку всего набора с проверкой плавности обводов гибкой рейкой.

Баллер и набор пера руля
Баллер и набор пера руля

Обшивка корпуса. Если для обшивки использовать листы бакелизированной фанеры, имеющие длину более 6 м, то для удобства работы желательно изготовить из ДВП шаблоны каждого из поясьев. Соединение листов по длине – встык на 20-мм планках. Обшивка крепится к стрингерам и поперечному набору на клею с запрессовкой шурупами.

После установки обшивки все скулы придется обработать до одинакового радиуса, а бакелитовый лак с лицевой поверхности фанеры снять абразивным инструментом.

Яхта «Викинг-32»Затем, не переворачивая корпуса, необходимо оклеить его двумя слоями стеклоткани Т11-ГВС-9 на эпоксидном связующем, а после его отверждения довести количество слоев стеклоткани (уже на полиэфирной смоле) до шести–восьми. Когда смола встанет, можно будет перевернуть корпус и поставить его на ровный киль для установки продольного набора палубы и рубки, а также сборки кокпита. Затем следуют малковка набора и установка настила палубы, рубки, кокпита, транца.

Заканчивается формирование корпуса яхты оклеиванием всей его поверхности стеклотканью на эпоксидном связующем в два слоя, а затем четырьмя–шестью слоями стеклоткани на полиэфирной смоле. После этого предстоит при помощи электроинструмента зачистить весь корпус от неровностей, т. е. подготовить его для малярных работ – грунтования, шпатлевания и покраски. (© vodnyimir.ru)

В. Богданов, 2006 г.

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте