Главная>>> Мотолодки, катера, яхты>>> Конструктивные узлы деревянных корпусов лодок и катеров
  

Конструктивные узлы деревянных корпусов лодок и катеров

Несмотря на все более широкое распространение сравнительно новых материалов, таких как дюраль, сваривающиеся легкие сплавы и стеклопластик, при любительской постройке малых судов по-прежнему чаще всего применяется дерево. И сегодня дерево остается наиболее доступным и легко обрабатываемым в домашних условиях материалом. Важным достоинством древесины является относительная свобода выбора конструктивных решений, т. е. видоизменения конструкций тех или иных узлов корпуса в зависимости от имеющихся возможностей. В таких случаях судостроителям-любителям полезно знать проверенные практикой типовые варианты исполнения одного и того же конструктивного узла.

Некоторые из таких вариантов основных узлов корпуса катера или мотолодки (длиной 4-6 м) и рассматриваются в настоящей статье.

Конструктивные узлы деревянных корпусов лодок и катеров Форштевень. Лучшим со всех точек зрения вариантом является гнуто-клееный (или ламинированный) форштевень, выклеиваемый по шаблону из тонких сосновых или дубовых реек. Предпочтительнее дуб, который лучше держит большое количество шурупов и позволяет надежно закрепить наружную обшивку при минимальном поперечном сечении штевня. Такой форштевень соединяется с килем обычно с помощью клеевого же соединения «на ус», дублируемого болтами или заклепками.

Для упрощения конструкции прямой форштевень чаще всего выполняют цельным — из наклонного бруса, соединяемого с килем при помощи деревянной или металлической кницы.

Фанерованный натесной форштевень Изогнутый форштевень сложных очертаний проще всего сделать составным (натесным), выпилив отдельные части его из сосновой или дубовой доски; для сохранения прочности, ослабляемой неизбежным при этом перетесом волокон, весь штевень с обеих сторон необходимо оклеить толстой фанерой. Если доски подходящей толщины нет, делайте деталь плоско-клееной, т. е. выпиливайте ее из предварительно заготовленного «пакета», набранного из тонких досок. Собирая «пакет», старайтесь делать стыки между отдельными частями каждого слоя в разных местах — «разгоняйте» стыки смежных слоев.

Боковые грани форштевня должны быть соответственным образом подготовлены для крепления сходящихся в носу концов досок (или листов фанеры) бортовой обшивки. Простейший вариант — снять малки (делается это по месту, т. е. при установке обшивки на собранный набор), а после крепления бортов защитить носовые торцы обшивки установкой еще одной детали — водореза.

Ширина плоскости форштевня для крепления фанерной обшивки должна быть равна 4-5 ее толщинам, для дощатой обшивки — двум толщинам. Для ориентировки отметим, что поперечное сечение клееного форштевня катера длиной 5-6 м может быть принято равным 50x50 — 60 мм, мотолодки длиной менее 4,5 м — примерно 40х40 на 50 мм.

Киль. В большинстве случаев киль располагается внутри корпуса, а снаружи обшивка защищается накладным фальшкилем. Возможен вариант и составного киля из двух деталей — наружной (собственно киль) и внутренней (резенкиль); ширина резенкиля для возможности крепления наружной обшивки должна быть больше, чем киля.

Три варианта сечения киля

При затруднениях с подбором высококачественного бруска или доски нужных размеров киль выклеивают из нескольких слоев досок, располагаемых горизонтально и склеиваемых по пласти (стыки обязательно разносятся по длине).

Сечения киля обычно находятся в пределах от 20х80 до 30x120 мм. При установке стационарного двигателя киль должен быть несколько мощнее, чем в корпусе мотолодки, и лучше изготовить его не из сосны, а из дуба или ясеня. В месте прохода дейдвудной трубы на киль необходимо наложить стальную полосу, а в районе установки кронштейна гребного вала поставить на киль внутри корпуса равный ему по сечению брусок длиной в одну-две шпации.

Типичный конструктивный мидель-шпангоут катера

Типичный конструктивный мидель-шпангоут катера
1 — флор, фанера с двух сторон; 2 — днищевой стрингер; 3 — кница скуловая, фанера; 4 — скуловой стрингер; 5 — отбойный брусок; 6 — бортовой стрингер; 7 — бортовая обшивка, фанера; 8 — бимсовая кница; 9 — буртик; 10 — привальный брус внутренний; 11 — палуба; 12 — бимс; 13 — заполнитель; 14 — днищевая ветвь (флортимберс); 15 — бортовая ветвь (топтимберс); 16 — карленгс.

Узел соединения флор- и топтимберса с креплением Поперечный набор. Шпангоуты остроскулых лодок, как правило, выполняют составными — из бортовых частей (топтимберсов) и днищевых (флортимберсов), которые соединяются на флорах и скуловых кницах. Толщина шпангоутов обычно колеблется в пределах 15-18 мм. Кницы и флоры, соединяющие отдельные части — ветви шпангоута, обычно вырезаются из фанеры и ставятся с обеих сторон соединения. На шпангоутах, которые будут малковаться, рекомендуется кницы и флоры с внешней стороны шпангоута не доводить до кромки на 4-5 мм, чтобы при малковке избежать расщепления фанеры. Толщина фанерных книц и флоров берется равной примерно 0,25 толщины шпангоута, металлических — примерно 0,10 толщины шпангоута. Высота книц обычно равна 0,15-0,20 высоты борта, а длина флора в средней части корпуса 0,25-0,30 ширины корпуса по скуле. Обязательно ставится заполнитель, что увеличивает прочность и долговечность соединения. Флоры и кницы крепятся на клею с запрессовкой гвоздями. В случае отсутствия клея можно ставить и на густотертую краску, но тогда гвозди применять нельзя: нужно ставить болты, заклепки из развальцованных трубок или шурупы.

Сами детали шпангоутной рамки — флортимберсы, топтимберсы и бимсы обычно выполняются из сосны. В отдельных случаях (при сложных обводах корпуса) днищевые ветви шпангоута лучше вырезать из дуба или ясеня. Высота топтимберсов на катерах принимается равной 50-60 мм, флортимберсов 70-100 мм; на мотолодках 40-50 и 70-80 мм соответственно.

Шпация (расстояние между шпангоутами), как правило, находится в пределах 450-600 мм.

Переборка Переборки на мелких судах выполняются однослойными из фанеры, которая крепится непосредственно к обычному шпангоуту. Толщина полотна переборки равна примерно 0,25 толщины шпангоута. Обычно приходится подкреплять полотно двумя-тремя вертикальными стойками или горизонтальными ребрами — шельфами. Стойки необходимо соединить кницами с бимсом и днищевыми ветвями шпангоута.

Продольный набор. Продольный набор остроскулого корпуса состоит из скуловых стрингеров, бортовых стрингеров, днищевых стрингеров, привальных брусьев и карленгсов. Рекомендуемые их сечения (сосна) указаны в таблице.

Примерные сечения балок продольного набора

Наименование балки Мотолодка Катер
Скуловой стрингер (заготовка) 30х40 30х60, 50х50
Бортовой стрингер, привальный брус 20х40 20х60
Днищевой стрингер 20х30 30х35
Карленгс 20х20 20х30, 20х40

Чаще всего флортимберсы нарезаются на днищевые стрингеры, но иногда применяют и такую систему набора, при которой мощные шпангоуты проходят поверх часто поставленных стрингеров и непосредственно к обшивке не крепятся.

Соединение деталей поперечного и продольного набора между собой часто выполняется с установкой, кроме обычного крепежа (и клея), металлических угольников-коротышей. Скуловые и бортовые стрингеры, а также привальные брусья соединяются с форштевнем транцем горизонтальными кницами — брештуками. Различные варианты обычно применяемых соединений приведены на эскизе.

Примеры конструктивного решения узлов фанерного корпуса

Примеры конструктивного решения узлов фанерного корпуса
а — крепление киля к шпангоуту и обшивки к килю; б — киля к транцу и шпангоутам; в — скулового стрингера к шпангоуту; г — днищевого стрингера к шпангоуту; д — обшивки к стрингеру.
1 — заполнитель; 2 — киль; 3 — коротыш (металлический угольник 50х50х3); 4 — транец; 5 — старнкница стальная; 6 — металлическая окантовка; 7 — обвязка транца; 8 — кница с обеих сторон; 9 — заполнитель; 10 — отбойный брусок; 11 — болт d=5-6; 12 — шуруп А4х60; 13 — красномедный гвоздь d=3; 14 — шайба.

Транец. Как и переборки, транец состоит из рамки-обвязки, собираемой обычно из брусков толщиной 25-30 мм, и полотнища, выпиленного из фанеры толщиной 4-5 мм на катерах и 6-8 мм на мотолодках. На транец мотолодки навешивается подвесной мотор, поэтому от конструкции требуется повышенная прочность. Продольные связи днищевого и бортового набора должны быть надежно перевязаны с транцем. На киль лучше всего поставить мощную сварную кницу (старнкница), желательно из легких сплавов. Днищевые стрингеры и стойки транца можно соединить кницами из фанеры толщиной 8-10 мм. Бортовые и скуловые стрингера соединяются с обвязкой транца при помощи угольников-коротышей размером 50х50х3, а привальные брусья — горизонтальными кницами (брештуками). На уровне струбцин мотора транец мотолодки обычно усиливают мощной балкой — доской от борта до борта. На лодках под сравнительно мощные моторы у транца часто оборудуют ниши (рецессы), также являющиеся важными элементами жесткости транца.

Транец катера
Транец катера
1, 9 — кница; 2 — бимс обвязки; 3 — кница; 4 — угольник (коротыш); 5 — бортовая ветвь обвязки (топтимберс); 6 — кница; 7 — заполнитель; 8 — днищевая ветвь обвязки (флортимберс); 10 — стойка; 11 — кница транцевая (старнкница); 12 — обшивка; фанера δ=5; 13 — угольник (коротыш); 14 — оковка.

Транец мотолодки: а — с высоким бортом; б — с низким бортом
Транец мотолодки
1 — оковка; 2 — стойка; 3 — полубимс обвязки; 4 — обшивка; 5 — кница; 6 — бортовая ветвь обвязки; 7 — кница; 8 — подмоторная доска; 9 — скуловая кница; 10 — кница; 11 — днищевая ветвь обвязки: 12 — металлическая старнкница: 13 — заполнитель; 14 — стойка в ДП (с фанерной зашивкой). Соединения концов скуловых стрингеров и привальных брусьев с обвязкой — на стальных коротышах.

Транец катера со стационарным двигателем необходимо подкрепить стойками, установленными в плоскости балок фундамента.

Во всех случаях после завершения сборки корпуса по периметру транца следует установить угловую оковку из тонкой стали или латуни размером 30х30х1,5 (2,0) мм.

Фундамент. Фундамент под стационарный двигатель катера конструируется с учетом габаритов, веса и мощности устанавливаемого двигателя, а также характера, величины и направления усилий, приходящихся на конструкцию. Обычно фундамент представляет собой систему продольных и поперечных балок, надежно закрепленных к набору корпуса. Сами фундаментные балки, как правило, выполняются из водостойкой фанеры толщиной 8-10 мм, металлического угольника по верхней кромке и сосновых (или дубовых) брусков.

Фундамент под двигатель катера

Показанная на эскизе балка может быть использована для установки двигателей весом около 350 кг и мощностью до 100-120 л. с. Двигатель крепится к металлическому угольнику 50x50x5, соединенному с балкой при помощи заклепок или винтов на металлической подкладной полосе толщиной 4-5 мм. Под лапы двигателя к угольнику рекомендуется приварить отдельные опорные площадки. По нижней кромке балки подгоняются по месту бруски длиной в шпацию, которые закрепляются к фанерной стенке болтами; обшивка днища крепится к этим брускам шурупами снаружи корпуса.

Кронштейны для крепления углового реверс-редуктора также крепятся к фундаментным балкам. С целью облегчения конструкции рекомендуется все металлические детали выполнять из легкого сплава.

Наружная обшивка. Обшивка остроскулых мотолодок чаще всего выполняется из водостойкой фанеры толщиной 4-5 мм (на катерах 7-8 мм на днище и 5 мм на бортах). Наибольшее распространение получила водостойкая фанера марок БС-1 или ФСФ (применяемые толщины: 3, 4, 5, 6, 8 и 10 мм) и бакелизированная фанера (толщиной 5 и 7 мм). Размеры листов фанеры: марок БС-1 и ФСФ 1525х1525 мм, бакелизированной 1200х4850, 1200х5600.

Схемы двойной диагональной обшивки

Схемы двойной диагональной обшивки
а — со взаимно перпендикулярными слоями; б — диагонально-продольная; в — поперечное сечение корпуса. Заштрихована прокладка из мешковины на краске.

Фанерная обшивка ставится на густотертую краску и крепится к набору при помощи шурупов, гвоздей и винтов. Отметим, что на быстроходных лодках ставить шурупы по днищевым стрингерам не рекомендуется, лучше применять заклепки.

Водонепроницаемость в местах соединения листов по скуле, на привальном брусе и по килю, а также по переборкам, обеспечивается прокладками из прокрашенных полос мешковины или миткаля.

Днище катера может быть также обшито рейкой из сосны. Такую обшивку можно выполнить вгладь, на пазовых рейках и многослойной диагональной. Обшивку вгладь рекомендуется набирать из реечек сечением 15х25 мм. Установка реек ведется от ДП к скуле корпуса симметрично — сразу на оба борта; каждая из них крепится шурупами к набору и гвоздями к ранее установленным рейкам. Между рейками с внутренней стороны необходимо предусматривать пазы, чтобы при набухании не было коробления обшивки.

Обшивка из реек

Обшивка из реек
а — нагелеванная вгладь; б — на пазовых рейках (без врезки их в шпангоут).
1 — гвоздь (нагель) в кромку: 2 — пазовая рейка; 3 — заклепка медная.

Обшивка на пазовых рейках выполняется из широких реек сечением 12х50 мм. Толщина самих пазовых реек из сосны обычно принимается равной толщине обшивки, из дуба — 0,8 толщины обшивки.

Для упрощения работы часто пазовые рейки не врезают в шпангоуты, а устанавливают при сборке корпуса поверх поперечного набора; в обоих случаях к набору они крепятся шурупами. Рейки обшивки крепятся к пазовым рейкам красномедными гвоздями-заклепками с шагом 60-70 мм. Установка реек ведется от ДП к скулам.

После обшивки корпуса рейкой вгладь рекомендуется прострогать и зачистить лицевую поверхность, а затем оклеить днище снаружи 2-3 слоями стеклоткани на полиэфирной или эпоксидной смоле. Это значительно увеличит долговечность корпуса.

Многослойная диагональная обшивка на катерах выполняется из двух слоев сосновых реек сечением 8х30-50мм (в зависимости от сложности обводов корпуса). Рейки внутреннего слоя располагаются под углом 45-60° к ДП, укладываются с небольшим зазором (0,5-1,0 мм) и крепятся к шпангоутам шурупами. Затем на них наносится слой густотертой масляной краски и укладывается мешковина (или миткаль), пропитанная этой же краской. После этого ставится второй — наружный слой реек, укладываемых перпендикулярно направлению реек первого слоя. Иногда рейки этого слоя располагаются и вдоль киля. Оба слоя реек соединяются между собой красномедными заклепками с шагом 60-70 мм. Следует обратить особое внимание на заделку торцов реек. По килю торцы защищаются густотертой краской и шпунтом, а по скуле — краской и отбойным брусом или латунной полосой.

Благодаря скреплению слоев по всей их площади многослойная обшивка обладает высокой жесткостью; при такой конструкции обшивки продольные связи по днищу можно свести к минимуму.

Для обеспечения долговечности корпуса по килю, форштевню и привальным брусьям необходимо поставить металлические полосы.

Приводим примеры конструктивных узлов соединений борта с палубой и надстройки с палубой, а также некоторые нормативные данные по различным типам соединений, выработанные практикой постройки и эксплуатации малых деревянных судов.

Типовые узлы соединения конструкций

Типовые узлы соединения конструкций
а, б — надстройки с корпусом; в — палубы и борта; г — обделка выреза кокпита на открытом катере.
1 — карленгс; 2 — настил палубы; 3 — обвязка продольного комингса; 4 — угольник 2х50х50; 5 — полубимс; 6 — продольный комингс рубки; 7 — внутренний привальный брус, выклеенный из двух реек при сборке корпуса; 8 — бимсовая кница; 9 — буртик; 10 — металлическая защитная обделка-полоса; 11 — обделка (планширь); 12 — мягкая зашивка; 13 — полоска для крепления края зашивки; 14 — штапик угловой R=25; 15 — комингс 30x30; 16 — фальшборт 20x30.

Болтовые соединения. Диаметр болта d, как правило, равен 10-15% его длины. Расстояние между осями болтов обычно выдерживается равным не менее 6 вдоль волокон и 3d поперек волокон. Расстояние от оси болта до кромки детали должно быть не менее 2,5d, а до торца — не менее 6-8d (при креплении концов досок обшивки к набору это расстояние приходится уменьшать до 3-5d).

Соединения на заклепках. Расстояние вдоль волокон между осями заклепок задается в зависимости от отношения меньшей из толщин S соединяемых деталей к диаметру заклепки d. При S:d=10 это расстояние должно быть не менее 10d, при S:d=4 — не менее 20d. Расстояние от оси заклепки до торца детали обычно принимается не менее 10d, но в тех случаях, когда это вызвано особенностями узла, может быть уменьшено до 6d.

В конструкциях из фанеры расстояние между рядами заклепок при цепном их расположении должно быть не менее 6-8d, а при шахматном — не менее 3-4d; расстояние от края детали не должно быть меньше 4-6d.

Лучший материал для заклепок (во всех случаях) — красная медь.

Соединения на гвоздях и шурупах. В качестве несквозных креплений широко применяются круглые и квадратные гвозди и особенно шурупы. Длина шурупов должна составлять 2,5 толщины прикрепляемой детали, шаг — не менее 10-12d. Диаметр высверливаемого под шуруп отверстия в конструкции должен быть не более 0,8d шурупа.

Материал гвоздей — красная медь или сталь, шурупов — латунь или сталь. Весь стальной крепеж должен быть кадмированным или оцинкованным.

Клеевые соединения. Чаще всего применяется клей ВИАМ-БЗ на основе смолы ВИАМ-Б, получаемой из фенола и формальдегида. Клеевой раствор должен использоваться в течение 3-4 часов после приготовления. Толщина слоя клея в соединении должна быть не более 0,1-0,15 мм. Полное затвердевание клея (при температуре не ниже 16° С) происходит в течение 1,5-2 суток.

Для склеивания деревянных конструкций может использоваться и клей БФ-2. При склеивании детали набора выдерживаются под давлением, создаваемым при помощи струбцин, стягивания болтами или укладки груза.

Наращивание деталей по длине. Для соединения деталей применяется, как правило, стыковое (усовое) соединение, длина которого определяется по формуле I=kS, где S — толщина склеиваемой детали, а k — коэффициент, зависящий от условий работы соединения и породы древесины. Для ответственных соединений, когда требуется обеспечить равнопрочность с целой древесиной, при использовании сосны и ели среднего качества k=10-12, сосны и дуба отборного качества k — 12-15, в соединениях фанеры k — 20. Для большинства узлов корпуса эти значения могут быть снижены вдвое, так как размеры деталей, назначаемые исходя из технологических соображений, оказываются заведомо больше, чем требуется по расчету.

Стыковые соединения

Стыковые соединения
а — деталей набора «на ус»; б — фанерной обшивки «на ус»; в — фанерной обшивки встык на подкладке.
1 — стыковая планка; 2 — прокладка из прокрашенной мешковины; 3 — заклепка.

Радиусы при гибке. При выполнении гнуто-клееных конструкций (форштевень, бимсы и т. д.) следует учитывать, что радиус изгиба не должен быть меньше величин, указанных в таблице.

Толщина доски (рейки), мм Радиус изгиба, мм
сосна дуб
5 400 400
7 500 450
10 1000 800
15 1400 1200
20 2200 1750
25 2500 2000

Листы фанерной обшивки для упрощения могут соединяться и на подкладке. В этом случае кромки подгоняются встык, а изнутри корпуса накладывается полоса фанеры той же толщины, что и основные листы, с прокладкой из мешковины на густотертой краске. Соединение проклёпывается красномедными заклепками с шайбами.

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — обзоры, советы, справочники»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное