Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Обзор моделей лодок, катеров, яхт>>> Комфортабельный мореходный катер «Максим»

Комфортабельный мореходный катер «Максим»

Комфортабельный мореходный катер «Максим»Выпуск этого оригинального комфортабельного мореходного катера освоен год назад на одном из четырех заводов Пелле Петерсона в Швеции. Имя конструктора и владельца предприятия особенно хорошо известно яхтсменам: он дважды был призером олимпийских регат — в 1964 г. выиграл бронзовую, а в 1972 г. — серебряную медали в «Звездном» классе. Кроме того, Петерсон завоевывал почетный титул чемпиона мира (в «Звездном» классе в 1969 г., и в классе R6), успешно гонялся на «Солинге», на «полутонниках», был конструктором и шкипером шведского «двенадцатиметровика» «Сверите» в соревнованиях на Кубок Америки 1976 г.

Верфи Петерсона ежегодно выпускают до 1500 судов. Основной их продукцией являются яхты длиной от 6,8 до 12 м, предназначенные для семейного плавания и для морских гонок. Серийные яхты неизменно носят общее название «Макси»: девизом конструктора является обеспечение максимального комфорта, какой только могут позволить размерения данного судна.

Не является исключением и новый катер «Максим»: этот проект также является воплощением той же идеи максимума комфорта. При общей длине катера всего 7,6 м конструктор умудрился разместить в нем не меньше помещений, чем в 9-метровом судне. В катере три спальные каюты, удобный обеденный уголок, гальюн и камбуз. Сделать это удалось благодаря особо тщательной отработке общего расположения катера — используется каждый дециметр объема, а также применению очень компактной механической установки.

Основные данные катера «Максим»
Длина наибольшая, м 7,60
Ширина наибольшая, м 3,00
Высота борта на миделе, м 1,30
Осадка, м 0,80
Водоизмещение, т 2,1
Мощность двигателя, л. с. 61
Скорость, км/ч:  
максимальная 24
экономическая 20
Запас топлива, л 100
Дальность плавания, км 200

Общее расположение катера «Максим»
Общее расположение катера «Максим»
1 — рундуки и место для хранения провизии; 2 — камбузная плита: внизу расходный шкаф для провизии; 3 — раковина, внизу сборник для мусора; 4 — сиденье рулевого, внизу разделочный столик; 5 — форлюк; 6 — отсек для хранения по-походному якоря, кранцев и носового швартова; 7 — дизель; 8 — диван-койка; 9 — люк в пайоле; 10 — гальюн; 11 — платяной шкаф; 12 — полутораспальная койка; 13 — цистерна пресной воды; 14 — цистерна топлива; 15 — двуспальная койка, внизу рундук; 16 — шкаф для постельного белья; 17 — забортный трап; 18 — топовый огонь; 19 — стойка тентового устройства; 20 — тент над местом рулевого; 21 — носовой релинг; 22 — пульт управления; 23 — люк над двигателем; 24 — трап для выхода на палубу; 25 — входной люк в кормовую каюту; 26 — диван.

Боковой вид и план — вид сверху катера «Максим»
Боковой вид и план — вид сверху катера «Максим»
  Обозначения позиций — см. под схемой общего расположения.

Устанавливается дизель «Вольво-Пента MD 21/11 OS» мощностью 61 л. с. в исполнении «сэйлдрайв» (см. «КЯ» № 73) — с неповоротной угловой колонкой. Как и на всех колонках «Вольво-Пента», в верхней паре конических шестерен трансмиссии имеется реверсивное устройство, гораздо более компактное и легкое, чем обычный реверс-редуктор. К достоинствам установки «сэйлдрайв» относится также простота монтажа на катере, так как колонка и дизель представляют собой единый агрегат, отсутствуют дейдвудное устройство и наклонная линия вала с кронштейнами.

Дизель благодаря высокой номинальной частоте вращения (4500 об/мин) имеет сравнительно небольшие массу (300 кг) и габариты (1,2Х0,6X0,7 м), но его удельный расход топлива (230 г/л. с. ч.) в принципе примерно на 10% выше, чем у самых экономичных дизелей аналогичной мощности. Дизель размещается в звукоизолированном отсеке с отдельным забором воздуха через приемники, смонтированные в верхней части бортов. При работе на полную мощность уровень шумности в носовой каюте составляет 83 дБ(А), а в кормовой каюте — 89 дБ(А), т. е. не превышает значений, обычных для катеров с дизельной установкой.

Весь внутренний объем использован под жилые помещения. Носовая каюта традиционна. Средний проем в V-образной койке может быть закрыт опускаемой вниз крышкой стола: при этом получается удобная двуспальная койка. Под койками и под пайолами имеются объемистые хранилища для запасов провизии, одежды и снабжения, а по всей длине каюты над койками закреплены две открытые бортовые полки, снабженные мягкой обивкой и служащие спинками диванов. Небольшой палубный лючок у форпиковой переборки обеспечивает хорошую вентиляцию каюты в жаркие дни и облегчает работы при отдаче якоря или швартовке. Высота в этом помещении всего 1,55 м, но этого вполне достаточно для нормального расположения людей сидя за столом на койках.

Над кормовой частью второй каюты пришлось сделать глубокую выформовку в стеклопластиковой палубе с правого борта. Здесь поперек судна разместилась полутораспальная койка, подобная «гробу» на яхте. Высота в головах — под выформовкой — значительно больше, чем в ногах — по левому борту. В средней части этой каютки — на небольшом пространстве, ограниченном койкой, платяным шкафом и гальюном, можно выпрямиться во весь рост: здесь высота помещения до крыши рубки составляет 1,87 м.

Просторный кокпит, где в хорошую погоду обычно собирается весь экипаж из четырех — шести человек, оборудован для приготовления пищи и как обеденный уголок. Передняя его часть защищена от дождя и брызг лобовым и боковыми стеклами, рамы которых служат постоянной основой для установки откидного водонепроницаемого тента (прорезиненный нейлон), закрывающего весь кокпит в плохую погоду. С правого борта на выформовках над койками средней и кормовой кают закреплены диваны, между которыми расположен съемный обеденный стол. С левого борта за местом рулевого расположен камбузный блок, оборудованный двухконфорочной плитой с духовкой, раковиной из нержавеющей стали и помпой пресной воды. Если откинуть сиденье рулевого вперед, под ним обнаруживается небольшой разделочный столик.

Очень удобна кормовая каюта, снабженная двуспальной койкой по правому борту и объемистыми шкафами по левому. Сравнительно небольшая высота (1,61 м) компенсируется открывающимся люком, стоя в проеме которого, можно, например, переодеться для купания. Благодаря изолированности от других помещений кормовая каюта может быть использована для размещения детей.

По бортам от двигателя установлены изготовленные из нержавеющей стали 100-литровые цистерны для пресной воды и для топлива. Две аккумуляторные батареи емкостью по 70 А • ч питают электростартер, навигационные огни и систему освещения катера.

Дополнительные удобства для экипажа представляют забортный трапик на транце, служащий для купания, трап для выхода из кокпита на палубу (оборудованный по левому борту кокпита), а также релинги — ограждения палубы и кокпита.

При испытаниях на мерной миле катер развил скорость 13 уз при 3800 об/мин. При этом катер имел довольно значительный (до 6°) дифферент на корму, соответствующий переходному к глиссированию режиму движения (Fr = v : √gL = 0,85). На экономической же скорости (11 уз) дифферент уменьшается до 4°, а расход топлива составляет 1,1 л на каждую пройденную милю (или 490 г/км). В целом по экономичности эксплуатации «Максим» выглядит совсем не плохо. Например, 8-метровый «Телфа Кэт» с точно таким же дизелем на скорости 11 уз расходует на 1 милю 1,5 л топлива, а «Албин-26», оснащенный 124-сильным дизелем, на скорости 15 уз — 1,75 л.

Корпус катера строится из стеклопластика методом напыления рубленного стекловолокна, что обуславливает большую толщину наружной обшивки и массу корпуса. Обводы — остроскулые с килеватостью днища у транца 7° и большим заострением в носовой части. (Для снижения волнового сопротивления было бы полезно уменьшить наклон форштевня и несколько равномернее распределить водоизмещение по длине судна.)

Необходимым элементом обводов является развитый плавник, который защищает винт и колонку от повреждений при касании грунта, а также препятствует боковому дрейфу в свежий ветер, существенному из-за парусности, катера.

Необычно размещение руля под днищем и далеко в нос от транца, однако благодаря действию струи от работающего гребного винта катер обладает отличной поворотливостью.

«Максим» быстро завоевал признание любителей морских прогулок и дальних плаваний. Несмотря на сравнительно высокую стоимость (в Англии, например, катер стоит 17 200 фунтов стерлингов), за первый же год было реализовано около 400 катеров этого типа.

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте