Главная>>> Мотолодки, катера, яхты>>> Катера для морского рыболовного спорта
  

Катера для морского рыболовного спорта

Рассматриваются типы быстроходных и мореходных катеров, получившие преимущественное развитие в США. На их дизайне и характеристиках не могли не сказаться и определенные географические условия, и специфические черты «американского образа жизни», такие, как стремление владеть непременно самыми дорогими, самыми быстроходными машинами. В европейском морском рыболовном спорте гораздо шире используются снабженные экономичными двигателями катера водоизмещающего типа длиной 5-9 м, нередко стилизованные под «настоящие» траулеры и сейнеры. Тем не менее, знакомство с американским опытом представляет известный интерес с точки зрения техники катеростроения; этот опыт может быть с успехом использован при разработке малых мореходных судов другого назначения — разъездных, спасательных, для рыбнадзора и т. п.

Катера для морского рыболовного спорта
Большой рыболовный катер — моторная яхта «Пейсмейкер-48» одноименной американской фирмы.
Длина — 14,7 м; ширина — 4,5. Обладает мягким ходом и умеренной качкой. Площадь кокпита, обшитого тиковым деревом, около 19 м². Для подъема рыбы имеется дверца в транце. В кокпите также оборудованы холодильник для наживки, кран-балка, пост управления, помпа для уборки палубы. Дополнительные пульты управления есть на верхнем мостике и тунцовой вышке. Каюта рассчитана на 6-8 спальных мест. Электрический камбуз и холодильники питаются от генератора. Запас топлива для дизельной установки составляет 2650 л. Стоимость 125 163 долл.

«Океанский гонщик и морской рыболов — теперь это, пожалуй, любимчики катеростроителей», — считает обозреватель американского журнала «Rudder» Джим Райт. В доказательство он обращает внимание читателей на то, что в рекламных проспектах катеростроительных фирм уже каждая вторая из предлагаемых моделей длиной свыше 5,5 м адресуется «фишерменам». И, очевидно, не случайно специализированные рыболовные катера имеют устойчивый сбыт, хотя стоимость их существенно выше, чем практически мало отличающихся по характеристикам корпусов универсальных прогулочно-туристских моделей!

Рост популярности (в первую очередь в США) «большого рыболовного спорта» — так называют спортивную ловлю крупных рыб спиннинговой снастью в открытом море — начался в конце 50-х годов, причем во многом способствовало этому рыболовному буму появление быстроходных и мореходных катеров, снабженных надежными двигателями. Это — действительно спорт! Многочасовой поединок с 300-килограммовым тунцом или меч-рыбой требует от спортсмена, вооруженного легким спиннингом, большой физической выносливости и хладнокровия, доставляет огромное удовлетворение — если захватывающая борьба заканчивается победой и незабываемые переживания во всех случаях.

Ежегодно Международной ассоциацией спортивного морского рыболовства объявляются чемпионы, поймавшие при строго определенных условиях наиболее крупную рыбу. Ими могут быть не только мужчины: «Мировой рекорд среди женщин по ловле акул установила жительница Сиднея Дапси Чи: после 5-часовой борьбы она вытащила тигровую акулу весом 450 кг», — это сообщение мы перепечатываем из газеты «Известия» (5 февраля 1977 г.).

Одним из таких чемпионов был Эрнест Хемингуэй. Так, в 1939 г. он установил мировой рекорд, поймав у берегов Бимини (Багамские острова) свирепую в нападении и выносливую в борьбе за жизнь серо-голубую акулу-мако, которая весила 357 кг!

Многочисленные рыболовные клубы проводят и специальные соревнования. Иногда победителям вручают огромные суммы — до 40-50 тыс. долл., но даже, если единственной наградой является право увековечить свое имя гравировкой на переходящем кубке, число участников, несмотря на неизменно солидные стартовые взносы (до 200 долл.], как правило, приходится ограничивать. Пойманный улов после взвешивания судьями часто тут же и продают. Например, владельцы флоридских или калифорнийских ресторанов с удовольствием скупают трофеи «акульих дерби» — мако, оценивая их до 5 долл. за дюйм длины.

В чем же специфика большого рыболовного спорта, какие проблемы он ставит перед конструкторами судов?

Разыскивая и преследуя рыбу, рыболовы удаляются от берега в океан иногда до 200 миль. Быстро дойти до любимого места, найти, догнать крупную рыбу (скорость акул, например, достигает 37 км/ч) и уйти от нее (те же акулы иногда «грабят» рыболовов, отгоняя других рыб, а то и пожирая улов прямо на крючке) — можно только на достаточно быстроходном судне. Скорость нередко становится решающим фактором в состязаниях рыболовов. Вот, например, как выглядят проводимые регулярно — дважды в год — «акульи дерби» в заливе Монтерей (Калифорния). Старт дается в 7.00: иногда по 140-150 мощных рыболовных катеров устремляются в океан, чтобы в 13.00 — и ни минутой позже — ошвартоваться и представить улов на взвешивание. (Бывало, что членам жюри приходилось взвешивать и сравнивать по 150 акул и крупных скатов!) И очень часто победителем становится экипаж самого быстроходного судна, имевший больше времени «чистой ловли» за счет сокращения потерь на переходы...

Естественно, высокую скорость рыболовный катер должен развивать в реальных условиях открытого моря, которое редко бывает спокойным. Вот почему именно любители морской рыбной ловли первыми оценили высокие мореходные качества катеров с обводами типа глубокое V и «тридинов» Раймонда Ханта, «кафедралов» и «эйрслотов» Ричарда Коупа!

Небезразлично и то, как ведет себя катер на малой скорости, например, когда за кормой буксируется дорожка с наживкой или искусственной приманкой. Когда же рыба «клюнет», катер должен помочь рыболову выиграть борьбу. От судна требуется хорошая маневренность. Рыболовное судно должно хорошо управляться не только на переднем, но и на заднем ходу, помогая спортсмену вовремя выбрать слабину нейлоновой пески или упреждая рывки рыбы, которая, кстати сказать, обладает немалой силой: известен случай, когда акула в течение нескольких часов буксировала 7-метровый катер со скоростью до 6 км/ч!

Важно, чтобы судно не было валким и обладало плавной качкой даже на большой волне. И, конечно же, при всех обстоятельствах катер должен быть безопасным. Есть и тонкости. Например, известно, что рыболову иногда приходится по нескольку раз обойти судно по периметру, поэтому на рыболовном катере необходимы свободные проходы вдоль бортов, мощные релинги и т. п.

Современные морские рыболовные катера условно подразделяют на три типа:

— малые открытые катера с центральным постом управления или, как его принято называть, консолью;

— открытые катера, имеющие в носу рубку-убежище;

— крупные и комфортабельные каютные катера.

Малый рыболовный катер
Малый рыболовный катер открытого типа с центральной консолью фирмы «Сликкрафт Боутс» — «Робало-190».
Длина — 5,8 м; ширина — 2,4 м; вес — 953 кг; запас топлива — 227 л; максимальная мощность подвесного мотора — 200 л. с. Катер имеет в носу приподнятую рыболовную платформу, плоский бушприт; два мягких рыболовных кресла, теневой навес, два аутригера. Стоимость 4490 долл.

Естественно, наиболее распространены менее дорогие катера первого типа, обычно имеющие длину от 4,9 до 7 м. Популярны они на многих крупных озерах (например, на Великих Озерах), широко используются для лова рыбы в морских бухтах и в океане, но при ограниченном удалении от берега — на 10-20 миль.

Для выходов в озера и морские бухты строятся катера длиной до 5,5 м с остроскулыми корпусами и умеренной килеватостью днища 12-14°; линия скулы поднимается в носу примерно до первой трети высоты борта у штевня. На сравнительно короткой волне озер или битой волне в бухтах катера с такими корпусами идут мягко. Имеют смысл низкая линия скулы и приполненная носовая оконечность: когда рыболов со спиннингом выходит на приподнятую носовую платформу, корпус выше скулы погружается в воду и благодаря увеличившейся площади ватерлинии судно становится более остойчивым, не возникает слишком большой дифферент на нос. Такие корпуса обычно снабжают одним продольным реданом, который располагается приблизительно на 2/3 ширины днища от ДП к борту.

«Карманный» крейсер — рыболовный катер с рубкой-убежищем
«Карманный» крейсер — рыболовный катер с рубкой-убежищем «Робало-236» фирмы «Сликкрафт Боутс».
Длина — 7 м; ширина — 2,4 м. Вес — 1300 кг. Топливный бак емкостью 317 л размещается в «ячейке безопасности». Разрешена установка подвесных моторов мощностью до 250 л. с.

Для ловли на океанских банках и отмелях предпочтительны уже более крупные катера длиной от 5,5 до 6,5 м. Как правило, килеватость днища на них делают умеренной — не более 15-17°, поскольку корпуса с «настоящими» обводами глубокое V имели бы осадку на 20-25 см больше, что в данном случае нежелательно.

Только на 6-7-метровых катерах, предназначенных для открытого моря, килеватость днища увеличивают до 20° на миделе, однако на транце уменьшают ее до обычных 12-14°. Корпуса с обводами глубокое V для таких условий также неприемлемы, но по другой причине: они слишком валки на стоянке и сильно раскачиваются на малом ходу.

Надо заметить, что особых «рыболовных» обводов нет. Используются как обычные мореходные остроскулые катера с умеренной килеватостью в корме, так и катера с различными модификациями тримаранных обводов. Конструктор в первую очередь стремится создать просторную, остойчивую и непотопляемую «платформу» для рыболова, а затем уже думает над тем, чтобы заставить катер быстро идти по взволнованному морю.

Сейчас в США 50 фирм выпускают около 80 моделей подобных «консольных» лодок. При всем разнообразии бросается в глаза, что подавляющее их большинство имеет ширину 8 футов (2,44 м) или чуть меньше: сказывается ограничение габарита при транспортировке на трейлере. Производители катеров отреагировали на конъюнктуру рынка: все больше «фишерменов» отказываются от быстродорожающих услуг частных марин, предпочитают возить свое судно за автомашиной и хранить в гараже.

Центральная консоль рыболовного катера
Центральная консоль рыболовного катера.
На пульте управления сосредоточены приборы контроля за работой двигателя и дистанционное управление им. Справа от водителя виден электромагнитный лаг с самописцем. Спереди консоли оборудовано сиденье, под которым сделан рыбный садок. Вокруг дымчатого (поляризованного) ветрового стекла поставлен штормовой леер. Стойки крепления теневого навеса являются основаниями двух аутригеров.

Если по обводам и виду собственно корпуса трудно, а то и невозможно установить, какой катер рыболовный, а какой нет (многие фирмы в одном и том же корпусе выпускают и крейсерские, и прогулочные — для уикэнда, и рыболовные варианты), то по компоновке катер для морского рыболовства можно узнать сразу. Самым характерным элементом рыболовных катеров рассматриваемого типа является центральная консоль — пульт управления. Стоя на возвышении в центре полностью открытого судна, водитель имеет хороший круговой обзор, необходимый для поиска и преследования рыбы, а также для маневрирования, когда рыба «взяла». Вторым преимуществом такой планировки является возможность беспрепятственного обхода рыболова вокруг пульта, полная свобода его перемещения по катеру и во время ловли, и при вываживании крупной рыбы. Стоит еще отметить, что идея «консольной» лодки родилась на юге США где-то в середине 60-х годов. Именно на юге, в условиях субтропического климата той же Флориды рубка и, тем более, каюта, удорожающая катер, не так уж нужна: водителя достаточно защитить ветровым стеклом (нередко его делают дымчатым — для защиты глаз от бликов) и легким навесом от жаркого солнца.

Другая особенность «консольных» рыболовных катеров — это приподнятая носовая платформа, используемая при дальних забросах спиннинга. Пространство под ее настилом используется для оборудования всевозможных шкафов, стеллажей и ниш для хранения рыболовных снастей и снаряжения. Для рыболовного катера вообще характерно самое тщательное использование всех имеющихся объемов. Ведь одна из главных заповедей рыболова в том и состоит, что все лишнее в момент ловли должно быть убрано из-под ног.

Настил и на носовой платформе и по всей площади кокпита делается «нескользящим», как пишут в рекламе — «хватающим за ноги в штормовую погоду». На большинстве катеров кокпит делают самоотливным, располагая его дно выше ватерлинии и прорезая в бортах и транце сливные шпигаты. Даже полностью залитый водой катер остается практически непотопляемым, поскольку его снабжают достаточно большим запасом плавучести в виде пенопласта, расположенного между оболочками корпусе — в междудонном пространстве и по бортам по всему периметру корпуса.

Наибольшее число рекламируемых рыболовных катеров строится из стеклопластика. Характерна конструкция подобных судов, выпускаемых фирмой «Slickcraft Boats». Корпус выклеивается вручную из 12 слоев стекломатов и ровницы. Обшивка подкрепляется изнутри набором из приформованных к ней стрингеров. Внутренняя скорлупа — палуба с кокпитом и платформой — имеет трехслойную конструкцию с легким бальзовым заполнителем между слоями стеклопластика. Такая трехслойная конструкция обладает необходимой высокой жесткостью при малом весе, что имеет важное значение для повышения остойчивости катера. Этому обычно способствует и размещение встроенного топливного бака в междудонном пространстве — под дном кокпита.

Заботу конструкторов об остойчивости можно понять, особенно, если учесть, что теперь даже на самых малых 5-метровых рыболовных катерах все чаще появляются ажурные тунцовые (или тунцеловные) вышки, ранее считавшиеся «монополией» крупных фешенебельных судов. С этих «эйфелевых башен» или «нефтяных вышек», как их называют американцы, гораздо легче обнаруживать рыбу. Например, хорошо заметен сверху тунец, издалека видно стремительное движение спинного плавника акулы. С вышки лучше видно и в глубь воды, что помогает водителю правильно маневрировать судном, когда напарник занят вываживанием крупной рыбы.

Тунцовые вышки обычно делают из легких и прочных труб (алюминиевый сплав или нержавеющая сталь), на площадке оборудуют еще один пост управления катером — ставят дублирующие приборы управления и контроля за работой двигателя, а нередко и радиостанцию, эхолот и т. д. На катерах с центральной консолью тунцовая вышка обычно имеет высоту над палубой около 3 м.

На некоторых моделях консольных катеров и на всех более крупных судах ставят мягкие рыболовные кресла. В таком кресле рыболов может провести даже несколько часов за работой без особого утомления. К переднему краю сиденья обычно прикрепляется шарнирный стакан, в который вставляют нижний конец спиннинга при вываживании рыбы. По бокам мягких подлокотников имеются стаканы, в которые можно вставлять удилища при ловле на дорожку. На малых катерах на ходу такие кресла служат обычным пассажирским сиденьем.

Боевое кресло для поединков с особо крупной рыбой
Боевое кресло для поединков с особо крупной рыбой.

«От 2000 килограммов концентрированной ярости руки Дина превратились в кровавое месиво. На ладонях вздувались и лопались пузыри; пальцы, изрезанные до кости беспрерывно дергающимся спиннингом, онемели от боли. Ноги свела судорога. Мышцы на спине чуть не лопались от напряжения. А битва продолжалась третий час... четвертый...» — так описывает борьбу с белой акулой Г. Мак-Кормик в своей книге «Тени в море» (переведена на русский язык в 1971 г.). Такой рыболовный спорт уже имеет много общего с тяжелой атлетикой. Поэтому для поединков с особо крупной рыбой выпускают специальные «боевые кресла», позволяющие значительную часть нагрузки воспринимать ногами, которые, как известно, сильнее рук. Такое кресло, как правило, имеет регулируемый наклон спинки и упоры для ног, передвигаемые по росту. В боевое кресло переходят из обычного рыболовного, когда рыба надежно подсечена и предстоит долгая схватка. Для того чтобы удержаться в кресле при сильных рывках рыбы, спортсмен надевает страховочный пояс — наплечную упряжку из мягкой простеганной кожи; этот пояс также значительно разгружает мышцы спины и рук.

Надпочечная упряжка — рыболовный пояс
Надпочечная упряжка — рыболовный пояс для удобства фиксирования комля спиннинга при вываживании крупной рыбы.

Помогает и рыболовный пояс, так называемая надпочечная упряжка, представляющая собой широкий прочный фартук с шарнирным держателем комля спиннинга.

Издалека современный рыболовный катер можно узнать по аутригерам — удилищам длиной не менее 5 м для бокового выноса лески при ловле на две (и более) дорожки. Для малых судов выпускаются складные, например телескопические, аутригеры; на больших катерах они похожи на мачту яхты — раскреплены раскосами-краспицами и такелажем, снабжены устройством для автоматического возвращения в положение по-походному.

Исполнение всего палубного оборудования и дельных вещей (леерных стоек, например) должно исключать возможность зацепа лески. Для хранения рыбы оборудуются вкладные рыбные ящики, которые при продолжительных выходах могут быть заменены льдохолодильниками. В транец встраивают емкости для наживки.

Первоначально консольные катера проектировали только для эксплуатации с подвесными моторами. Сейчас в общем количестве поступающих на рынок рыболовных судов длиной до 7 м уже, по крайней мере, восьмую часть составляют собственно катера — суда со стационарными двигателями. Для надежности конструкторы обычно предусматривают установку двух подвесных моторов, порой до 150 л. с. каждый. Имеет значение и то, что два мотора, включенных «враздрай», значительно улучшают маневренность судна на малых скоростях подруливания. Во время ловли на дорожку один из моторов может быть выключен: это снижает расход топлива и уменьшает шум, который пугает, например, осторожного тунца. Максимальная скорость малых рыболовных лодок зачастую превышает 35 уз; так, 6-метровый «Бостонский китобой» — «Аутрэйдж» со 150-сильным мотором развивает скорость 38 уз (70 км/ч).

Стоимость рыболовных судов с центральной консолью — полностью оборудованных, но без моторов — колеблется от 1500 до 7000 долл.

Рыболовный катер «Бонанза» фирмы «Круйзерс» с рубкой-убежищем
Рыболовный катер «Бонанза» фирмы «Круйзерс» с рубкой-убежищем.
Длина — 6,4 м; ширина — 2,4 м; вес с подвесными моторами до 225 л. с. — 960 кг, со стационарным двигателем 233 л. с. — 1349 кг. Имеются два вращающихся кресла, еще два в кокпите для рыболовов; для хранения пойманной рыбы предусмотрены два вкладных рыбных ящика.

Рыболовные катера второго типа, снабженные рубкой-убежищем с 2-3 спальными местами, как правило, крупнее: их длина от 7 до 10 м. По обводам и конструкции корпуса они мало чем отличаются от консольных судов, но здесь уже оборудуется традиционный пульт управления на правом борту. Широко распространен вариант с расположением дополнительного поста управления на крыше рубки («летучий мостик»), причем для защиты водителя над ним делают жесткий тент нередко с релингами по периметру. X. Баадер в своей книге «Разъездные, туристские и спортивные катера» (изд-во «Судостроение», 1977 г.) приводит схему общего расположения и основные данные типичного варианта такого катера «Барракуда» (длина 8,6 м при ширине 3,2 м; скорость при установке двух 185-сильных двигателей — до 31 уз или 57 км/ч).

Естественно, на подобных катерах чаще, чем на консольных, можно увидеть тунцовые вышки, боевые кресла, садки для живой приманки, кран-балки для подъема крупной рыбы.

Эти катера чаще всего снабжаются стационарными двигателями с угловыми колонками. Например, на популярной модели 24-футового «Эйрслота» американской фирмы «Уэлкрафт» ставится один 280-сильный или два 140-сильных бензиновых двигателя с угловыми колонками «Меркруйзер». Судно легко развивает скорость до 37,8 уз (70 км/ч). Стоимость этого катера свыше 10 тыс. долл.

Появление легких дизелей существенно изменило положение с выбором силовых установок для средних и больших рыболовных катеров. Если раньше применение дизелей на катере длиной 10,7 м было связано с существенным увеличением веса судна и снижением скорости, то сейчас дизеля устанавливают даже на катера длиной 7,3 м. Удельный вес лучших дизелей мощностью 200-300 л. с. достигает 3-3,2 кг/л. с. Катера с такими дизельными установками имеют увеличенную дальность плавания (иногда свыше 700 миль), более экономичны и в то же время развивают скорость до 40 уз (74 км/ч).

Например, средний рыболовный 24-футовый катер «Блэк фин» («Черный плавник») с дизелем «Катерпиллер-3208» мощностью 225 л. с. может длительное время идти со скоростью 34 уз (63 км/ч), расходуя 27,3 л топлива в час. А точно такой же катер с двумя бензиновыми двигателями развивает скорость до 38,8 уз (72,5 км/ч) при расходе гораздо более дорогого топлива до 55 л/ч. Стоимость «Блэк фина» с бензиновыми двигателями и угловой колонкой 15 900 долл., а с дизелем — 27 990 долл.; как видим, экономичные и надежные дизеля стоят пока очень дорого!

Общее расположение большого рыболовного катера
Общее расположение большого рыболовного катера.
1 — тунцовая вышка; 2 — пост управления на верхнем мостике; 3 — аутригеры; 4 — кран-балка для подъема рыбы на борт; 5 — морозильник для наживки; 6 — боевое кресло; 7 — держатели спиннинга; 8 — транцевая дверь; 9 — рыболовное кресло; 10 — стакан-держатель для комля удилища; 11 — пост управления в кокпите; 12 — эхолот (не виден); 13 — ходовая рубка с центральным постом управления; 14 — плоский бушприт; 15 — верхний мостик; 16 — пульт управления на тунцовой вышке.

Суда третьего типа — каютные катера, длина которых превышает 10 м, могут уверенно удаляться в океан на 150-200 миль от берега. Отношение длины к ширине корпуса обычно находится в пределах 2,6-3,1. Некоторые катера, например, 13-метровый «Никаких проблем» фирмы «Мэррит», оборудуют простейшими успокоителями качки (типа «флоппер-стоппер» — с двумя буксируемыми при помощи бортовых стрел пластинами — «параванами»). Остроскулые обводы со значительной килеватостью днища на миделе — до 23°, на транце уменьшающейся до 9-12° позволяют иметь относительно мягкий ход на волне на скоростях 27-32 уз (50-60 км/ч). Как особенность можно отметить, что большинство катеров имеет скругленную в плане форму кормы: это значительно улучшает маневренность на заднем ходу при малой скорости подруливания, выгодна такая форма транца и по соображениям прочности.

Большинство даже крупных катеров рассматриваемого типа строят из стеклопластика, широко используя трехслойные «сэндвичевые» конструкции. Как правило, применяют традиционную схему подкрепления обшивки приформовываемыми стрингерами, шпангоутами и переборками.

Большие рыболовные катера оборудуются преимущественно дизельными установками. Например, на упомянутом выше катере фирмы «Мэррит» установлены два дизеля по 400 л. с. с помощью которых он может даже на 1,5-метровой волне легко поддерживать скорость 27,5 уз (52 км/ч).

Одиннадцатиметровый рыболовный катер фирмы «Бродбилл»
Одиннадцатиметровый рыболовный катер фирмы «Бродбилл».
Глубококилеватые обводы (23°) позволяют в открытом море поддерживать (под 432-сильиым дизелем) скорость до 32 уз (59,3 км/ч).

Обязательная принадлежность этих катеров — тунцовая вышка. Высота их иногда достигает 9-10 м, а общее число дополнительных пультов управления на разных этажах вышки доходит до четырех.

Рыболовы обычно располагаются на корме. Здесь обязательны «нескользящее» покрытие настила и мягкий пояс — предохранительная полоса на высоте колен человека по всему периметру фальшборта или релинга. Здесь устанавливают боевые кресла и кран-балку грузоподъемностью до 500 кг: пойманную акулу обычно подвешивают — обязательно за бортом и головой вниз (акула, даже оглушенная, очень опасна).

Характерной особенностью больших катеров является «кафедра» или «балкон» — бушприт-площадка с жестким релингом, с которой удобно вываживать рыбу; она оказывается полезной и при швартовке катера. Для втаскивания на палубу крупной рыбы в корме часто делают наклонную площадку — слип; отверстие в транце на ходу закрывается дверцами.

Для сохранения улова все катера снабжаются вместительными холодильниками и морозильными камерами. Маленькую морозильную камеру для хранения наживки часто устанавливают прямо в кокпите. Под настилом кокпита обычно оборудуют один-два больших садка для пойманной рыбы и садок для наживки, выгораживают место для хранения специальных щитов-сепараторов, которыми отделяют одну часть рыбного груза от другой. Под планширем вдоль бортов можно видеть встроенные шкафы для спиннингов, багорчиков и прочего снаряжения, которое должно находиться под руками. Нередко на таких катерах устанавливают и шкеровочный стол (с мойкой) для разделки рыбы.

Большое внимание уделяется оборудованию катера необходимыми рыболову приборами. В частности, все катера снабжаются рыбопоисковой аппаратурой. Выпускается три типа гидроакустических приборов подобного назначения (со шкалой и проблесковым указателем или с самописцем); рыболов имеет точные данные о конфигурации дна и глубинах под килем, о появлении косяков или отдельных больших рыб.

Аппаратура радионавигационной системы дальнего действия «Лоран», ранее употреблявшаяся только на больших судах, теперь все чаще появляется и на рыболовных катерах, особенно тех, которые действуют в сложных по навигационным условиям районах — среди рифов, банок и т. п. Эти приборы дают реальную возможность выйти точно на полюбившееся место лова.

Как средство связи ограниченного радиуса действия на рыболовных катерах широко применяются УКВ-радиотелефонные станции.

Большой морской рыболовный катер — это всегда и фешенебельная моторная яхта, на которой оборудуют уже не одну, а несколько кают и салон с кондиционированием воздуха, камбуз, душ и т. д. В зависимости от качества отделки, уровня комфорта и полноты комплекта аппаратуры стоимость катера колеблется от 20 тыс. (спартанский — чисто спортивный вариант лишь с самыми необходимыми приборами) до 500 тыс. долл.

К. С. Константинов.

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — разное, обзоры, советы»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное