Главная>>> Обзор моделей лодок, катеров, яхт>>> Катер для дальних путешествий. Катер по проекту Д. Бича

Катер для дальних путешествий. Катер по проекту Д. Бича

Катер для дальних путешествий. Катер по проекту Д. Бича Об авторе проекта. Американский конструктор Дэвид Бич окончил курс корабельной архитектуры в Мичиганском университете незадолго до II мировой войны; с тех пор круг его деловых интересов постоянно связан с проектированием катеров различного назначения, малых рыболовных судов, плавучих дач. В настоящее время Д. Бич — руководитель технического отдела Американской ассоциации производителей лодок и моторов (BIA), специальный консультант ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) по вопросам механизации малых рыболовных судов; много занимающийся решением проблем прибрежного рыболовства в развивающихся странах Африки.

Во многих странах хорошо известно имя Д. Бича как конструктора оригинальных катеров и лодок, проекты которых специально разработаны для самодеятельных судостроителей. В частности, осуществленные — в дереве, пластике, металле — проекты Д. Бича можно встретить практически во всех штатах США.

Чертежи этого катера, разработанные Д. Бичем, опубликованы в журнале «Wooden Boat» («Деревянная лодка»), который издается в США специально для владельцев и строителей малых судов деревянной конструкции. Проект представляет интересную попытку решения проблемы мореходного водоизмещающего туристского катера небольших размерений.

Заказчик — бывший шлюпочный мастер из Новой Англии — просил сделать будущее судно не только комфортабельным и пригодным к выходу в Великие озера, но и недорогим в постройке, долговечным, экономичным в эксплуатации. Оговаривалось, например, что на катере должен стоять надежный дизель с прямым реверс-редуктором, а не угловой колонкой; что корпус должен быть деревянным и имеющим традиционную «шлюпочную» конструкцию — дощатую обшивку на гнутых шпангоутах. Для сокращения расходов была оговорена и предельная длина катера — не более 25 футов. Конструктору удалось выполнить все эти требования заказчика.

Основные данные катера Д. Бича
Длина наибольшая, м 7,46
Длина по КВЛ, м 6,63
Ширина по палубе, м 2,62
Осадка габаритная, м 0,84
Водоизмещение, т 3,10
Мощность двигателя, л. с. До 100

Вид сбоку и план палубы катера Д. Бича

Вид сбоку и план палубы катера Д. Бича
1 — носовой релинг; 2 — тент в убранном положении; 3 — стойка топового огня; 4 — дефлектор вентиляции моторного отсека; 5 — трап; 6 — площадка на транце; 7 — диван на крыше рубки; 8 — складной диван; 9 — сиденье рулевого; 10 — люк; 11 — люк в моторный отсек; 12 — форлюк.

Прежде всего обращает внимание необычность компоновки: просторная (3,0х2,5 м в плане) каюта, в которой можно стоять во весь рост, расположена в широкой кормовой части катера, а двигатель — в нос от миделя. Трап из кокпита в нос по левому борту ведет в туалет, оборудованный изолированной фекальной системой (таково требование организаций, осуществляющих в США надзор за чистотой водных ресурсов). Здесь же установлены раковина-умывальник и просторный шкаф для одежды; объемы под раковиной и за трапом использованы для хранения различного снаряжения.

Продольный разрез и план помещений катера

Продольный разрез и план помещений
13 — форпик; 14 — тент; 15 — топливная цистерна; 16 — диван-койка; 17 — выдвижной ящик; 18 — цистерна пресной воды; 19 — плита; 20 — шкаф для посуды и продуктов; 21 — шкаф для береговой одежды; 22 — дизель; 23 — складное сиденье; 24 — место для спасательных жилетов; 25 — трап; 26 — полка; 27 — шкаф для непромокаемой одежды; 28 — унитаз; 29 — раковина; 30 — съемная панель переборки для доступа к цистерне; 31 — открывающийся иллюминатор; 32 — дверь; 33 — бюро; 34 — труба вытяжной вентиляции; 35 — фундамент дизеля; 33 — труба приточной вентиляции; 37 — холодильник; 38 — шкаф.

Поперечные сечения катера

Поперечные сечения катера

Сдвижная дверца, расположенная справа на таранной переборке, открывает доступ в форпик, используемый для хранения шкиперского имущества (кранцы, тросы, якоря и т. п.). Попасть сюда можно и с палубы — через форлюк, снабженный вентиляционной головкой. В кокпите установлены два удобных складных сиденья — для рулевого и его напарника по вахте. От брызг и встречного ветра их защищает высокое стекло; в дождь или при палящем солнце может быть поставлен легкий тент на трубчатом каркасе. Справа — под рукой у рулевого — в подпалубной нише хранятся спасательные жилеты. При необходимости в кокпите может быть поставлен и складной диван (как показано на плане верхней палубы).

Известной компенсацией малой площади кокпита служит крыша кормовой надстройки длиной 2,5 м и шириной около 2 м. В хорошую погоду эта площадь используется в качестве солярия. На стоянке отсюда можно спуститься на транцевую площадку, закрепленную чуть выше ватерлинии специально для удобства купающихся.

В каюте оборудованы две стационарные койки с выдвижными ящиками под ними, имеются убирающийся обеденный стол, шкаф и бюро-этажерка. В изголовье под койками установлены две 110-литровые цистерны для питьевой воды. Оборудование камбуза включает двухконфорочную спиртовую плитку, холодильник емкостью 170 дм³, раковину с помпой для подачи пресной воды и шкафы для продуктов и утвари общим объемом около 280 дм³. Спинки диванов можно поднять и превратить в койки второго яруса. Каюта имеет большую площадь остекления, причем боковые стекла сделаны сдвижными, а иллюминаторы в кормовой переборке — открывающимися на петлях.

Бак для топлива емкостью 270 л расположен в изолированном отсеке у самого транца. Непроницаемый поддон, наклоненный в корму, и шпигаты в транце исключают возможность скопления топлива в отсеке вследствие каких-либо утечек. Вентиляция отсека осуществляется через отверстия-шпигаты и вентиляционные решетки на бортах. На приводимых чертежах можно видеть также и детали вентиляции моторного отсека: трубы вытяжной вентиляции проведены к самому его днищу, приток чистого воздуха осуществляется через воздухозаборники с дефлекторами. Благодаря хорошей вентиляции моторного отсека на катере может быть установлен бензиновый двигатель.

Конструкция корпуса катера выполнена в соответствии с правилами Ллойда для постройки деревянных яхт. Расстояние между гнутыми шпангоутами — 240 мм; киль и дейдвудные брусья изготавливаются из желтой сосны; форштевень выклеивается из 9 реек красного дерева толщиной по 19 мм. Обшивка — двойная из красного дерева: доски внутреннего слоя имеют толщину 19 мм, наружного — 13 мм. Снаружи корпус покрывается двумя слоями тонкой стеклоткани на прозрачном связующем, благодаря чему остается видна текстура древесины и создается впечатление лакированной поверхности. Переборки и крыша рубки изготовлены из водостойкой фанеры; крыша снаружи оклеена слоем стеклоткани и окрашена. Вся отделка внутренних помещений выполнена из лакированного красного дерева или шпона. Применен крепеж из бронзы и латуни. Конструктор и строитель считают, что построенный таким образом катер не будет нуждаться в капитальном ремонте, по крайней мере, в течение 25 лет.

Теоретический чертеж катера

Теоретический чертеж катера

Круглоскулые обводы корпуса с заметным подъемом днища к транцу рассчитаны на экономичное плавание в широком диапазоне относительных скоростей, что облегчает задачу выбора двигателя. С четырехтактным дизелем «Оско» мощностью 86 л. с. при 2800 об/мин (вес 356 кг) скорость катера составит до 22,5 км/ч (сейчас катер находится в постройке). Острые ватерлинии и развал бортов в носовой части, а также высокий надводный борт обеспечивают удовлетворительную мореходность судна. Очевидно, что высокое расположение дна кокпита и наличие рубки компенсируются большим весом двигателя и солидной конструкцией корпуса.

Таблица плазовых ординат
По наружной поверхности обшивки. Уточнить по разбивке.
Таблица плазовых ординат

В раздел «Обзор моделей лодок, катеров, яхт»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное