Катамаран «Торнадо»

Катамаран «Торнадо»

Катамаран-монотип класса «Торнадо» спроектирован англичанином Роднеем Мачем в 1966 г. с расчетом на его постройку силами любителей-судостроителей с безнаборными корпусами из водостойкой фанеры толщиной 4 мм. Благодаря высоким скоростям, которые почти вдвое превышают скорости обычных швертботов, катамаран быстро завоевал признание спортсменов и уже в 1976 г. был включен шестым классом в программу Олимпийских регат.

Основные данные катамарана «Торнадо»
Длина наибольшая, м 6,09
Длина по КВЛ, м 5,78
Ширина наибольшая, м 3,01
Ширина корпуса по КВЛ, м 0,33
Расстояние между ДП корпусов, м 2,60
Осадка корпусом/швертом, м 0,19/0,78
Масса полностью оборудованного катамарана, кг 150
Площадь парусности, м²:  
          общая 20,3
          грота 15,3
Экипаж, чел. 2

Общее устройство гоночного катамарана класса «Торнадо»
Общее устройство гоночного катамарана класса «Торнадо»
1 — смотровой лючок в палубе; 2 — барабан натяжки грота-шкота; 3 — гик; 4 — сквозная лата;
5 — алюминиевая мачта; 6 — крепление шпрюйта штага; 7 — трапеция; 8 — носовая алюминиевая балка (мачтовый профиль); 9 — вант-путенс; 10 — стяжка тента; 11 — петли для откренивания;
12 — тент (трамплин); 13 — алюминиевая плита с блоком и стопорами гика-шкота;
14 — румпель-шток; 15 — кормовая балка; 16 — рулевое устройство.

Эмблема класса «Торнадо»
Эмблема класса «Торнадо».

В настоящее время катамаран «Торнадо» строится как с корпусами из дерева, так и формованными из стеклопластика. Соединение корпусов между собой осуществляется с помощью труб, прессованных из легких сплавов и имеющих обтекаемый профиль (из этого же профиля изготовляют мачты катамаранов). Экипаж размещается на тенте из нейлоновой ткани, натянутом между корпусами и поперечными балками.

Тонкая оболочка корпуса из стеклопластика подкреплена изнутри парой стрингеров коробчатого профиля. В носовой части каждого корпуса вклеена толстая плита из пенопласта, обеспечивающая непотопляемость судна. Палуба чаще всего делается трехслойной конструкции. Каждый корпус снабжен швертовым колодцем.

Идентичность обводов корпусов при обмере проверяется при помощи шести поперечных лекал-шаблонов, которые устанавливают в определенных сечениях по длине корпуса.

Схема обводов корпуса и парусности катамарана класса «Торнадо»
Схема обводов корпуса и парусности катамарана класса «Торнадо»

Алюминиевая мачта устанавливается на сферическом подпятнике, а ванты, штаг и трос трапеции крепятся к ней при помощи одной скобы. Таким образом, мачта имеет возможность поворачиваться в зависимости от курса относительно ветра. Катамаран оборудуется большим количеством стопоров и приспособлений для настройки вооружения. Грот снабжается сквозными латами и имеет форму задней шкаторины, близкую к эллиптической.

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное