Главная>>> Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Как построить лодку-плоскодонку

Как построить деревянную лодку-плоскодонку. Конструкция корпуса лодки

Продолжение. Предыдущая страница>>>

Итак, с очертаниями корпуса лодки мы определились на предыдущей странице. Теперь можно приступать к постройке лодки.

Работу над лодкой начинают с уяснения конструкции корпуса. Как уже было сказано, корпус состоит из набора и обшивки. Набор обеспечивает прочность и жесткость корпусу, а обшивка создает корпусу водонепроницаемую оболочку. У мелких судов, например тех же лодок, обшивка в значительной мере «помогает» набору выполнять его основную функцию, что позволяет упростить конструкцию набора. Так что у небольших лодок, как у предмета наших с вами забот, набор сводится к нескольким шпангоутам и к основным продольным связям (брускам), располагающихся на стыках кромок обшивки бортов и днища. В судостроении, как вы, видимо, уже успели заметить, все детали имеют свои конкретные названия и иначе их называть не рекомендуется. Поэтому, чтобы в дальнейшем не путаться с этими названиями, познакомимся с деталями корпуса поближе с помощью конструктивного чертежа корпуса двухместной гребной лодки, приведенного на рис. 5. Как видно из рисунка, на нем даны проекции корпуса на секущих плоскостях, параллельных плоскости поперечного сечения.

Как построить деревянную лодку-плоскодонку. Конструкция корпуса лодки
Рис. 5. Конструктивный чертеж корпуса двухместной гребной лодки (2-й и 4-й шпангоуты):
1 — буртик; 2 — привальный брус; 3 — планширь; 4 — шпангоут (топтимберс); 5 — внутренняя обшивка; 6 — мидельвейс; 7 — бимс; 8 — палуба между шпангоутами 1...3 и 7...8; 9 — шпангоут (флортимберс разрезной); 10 — кницы (бортовые, скуловые и килевые); 11 — шпангоут (флортимберс цельный); 12 — голубица (отверстие между килем, шпангоутом и обшивкой днища для перетока воды из шпации в шпацию); 13 — фальшкиль; 14 — киль; 15 — днищевой стрингер; 16 — скуловой стрингер; 17 — скуловой буртик; 18 — обшивка корпуса (бортов и днища).

Киль — основная продольная связь корпуса. Конструктивно его выполняют или из одного куска древесины (с выборкой шпунта для крепления обшивки днища), или составляют из нескольких деталей (рис. 6).

Разновидности килей
Рис. 6. Разновидности килей:
а — классический со шпунтом; б — без шпунта; в — с упрощенным шпунтом.

Для изготовления деталей киля лучше всего употреблять древесину твердых пород (дуб, ясень, лиственницу) и только в крайнем случае — сосну. На шпунты возложена задача обеспечить прочное сопряжение киля с обшивкой днища, а назначение фальшкиля — надежно защищать стык обшивки (рис. 7). Для крепости фальшкиль иногда снабжают металлической окантовкой.

Конструкция киля
Рис. 7. Конструкция киля:
1 — киль; 2 — фальшкиль; 3 — кница; 4 — шпангоут; 5 — обшивка.

Форштевень — продолжение киля в носовой части. Его либо склеивают из брусков, или вырезают из цельного куска дерева подходящей формы (рис. 8).

Конструкция форштевня
Рис. 8. Конструкция форштевня:
а — клееного из брусков; б — цельного, вырезанного из кривого ствола или ветки дерева;
1 — киль; 2 — форштевень; 3 — элемент продольного набора (скуловой стрингер, бортовой стрингер или привальный брус); 4 — обшивка корпуса; 5 — наделка (волнорез) продолжение фальшкиля.

Транец — концевое плоское образование кормы лодки, представляющее собой последний шпангоут, обшитый снаружи фанерой или досками. Транец с помощью кницы (косынки из дерева) крепят к килю. Если лодка эксплуатируется с подвесным мотором, то транец необходимо усилить, поскольку он воспринимает толкающее усилие от винта. Кормовой конец киля проходит через вырез в раме транца и пристыковывается к внутренней поверхности обшивки транца. Пропускать киль через обшивку транца не рекомендуется, так как подобное конструктивное решение способно привести к появлению трудно устраняемой течи.

Конструкция скулового стрингера
Рис. 9. Конструкция скулового стрингера:
1 — обшивка днища; 2 — скуловой стрингер; 3 — обшивка борта; 4 — скуловой буртик.

Стрингеры — продольные бруски набора корпуса судна (рис. 9). Стрингеры служат для увеличения продольной прочности лодки и для крепления к ним обшивки. Чаще всего лодочные стрингеры изготавливают из сосны. В зависимости от места установки различают скуловые, бортовые, днищевые и палубные стрингеры.

Привальный брус — продольный брус, связывающий верхние концы бортовых ветвей шпангоутов (топтимберсов). Привальный брус укрепляют либо на внутренних кромках шпангоутов, либо устанавливают в вырезы, сформированные с внешней стороны шпангоутов. В последнем случае привальный брус располагается непосредственно под обшивкой. Привальные брусья на мелких судах обычно сосновые. Их прочно связывают с форштевнем и транцем.

Конструкция бортового узла
Рис. 10. Конструкция бортового узла:
1 — обшивка борта; 2 — привальный брус; 3 — буртик; 4 — планширь; 5 — шпангоут (топтимберс).

Планширь — горизонтальный плоский брус, устанавливаемый поверх шпангоутов, привального бруса и кромки бортовой обшивки (рис. 10). Назначение планширя — закрыть кромку обшивки и торцы шпангоутов. Вместе с привальным брусом и буртиком планширь образует жесткую продольную связь по верхней кромке борта. Напомним, что буртики — продольные бруски, устанавливаемые с наружной стороны бортов и служащие для защиты борта от повреждения. Располагают буртики по верхней кромке борта (см. рис. 10). Изготовляют из древесины твердых пород, иногда обивают металлической полосой. На планшире устанавливают так называемые дельные вещи (кнехты, киповые планки, крепления весел), поэтому он должен быть достаточно прочным.

Шпангоут — поперечный элемент набора корпуса судна. Шпангоуты являются как бы ребрами, к которым крепят обшивку и которые обеспечивают поперечную прочность корпуса лодки. Каждый шпангоут состоит из пары таких ребер, укрепленных на киле. При этом и то и другое ребро изогнуто по форме днища и продолжается вверх по бортам. У больших судов шпангоуты всегда составные (наборные). На малых судах ставят как наборные шпангоуты, так и изогнутые из одного куска дерева (рис. 11). Шпангоуты, изготовляемые из нескольких частей (футоксов), называют футоксовыми. Части таких шпангоутов, расположенные по днищу и подкрепляющие днищевую обшивку, называют флортимберсами, а по борту — топтимберсами. Верхние концы топтимберсов соединяют под палубой (если она есть) бимсами, на которых палуба и держится. Флортимберсы при большой килеватости днища выполняют из двух кусков дерева, а на более плоских участках днища — из одного. Отдельные части футоксовых шпангоутов соединяют на кницах (см. рис. 5), которых обычно делают из водоупорной фанеры и устанавливают с обеих сторон шпангоута на заклепках, шурупах или на клею. Шпангоуты располагают один от другого на определенном расстоянии, которое называется шпацией. Иногда шпангоутами называют только балки (брусья) поперечного набора, подкрепляющие бортовую обшивку, а балки, усиливающие днищевую обшивку, — флорами. Соединенные же вместе шпангоут, флор и бимс, расположенные в одной плоскости, образуют шпангоутную рамку (см. рис. 11, в).

Шпангоуты шлюпок
Рис. 11. Шпангоуты шлюпок:
а — из цельного куска дерева; б — составной или наборный; в — склеенный с бимсом.

Обшивка — наружная оболочка корпуса, обеспечивает последнему водонепроницаемость и продольную прочность. На деревянных лодках обшивку делают из досок или фанеры. Обшивку из досок выполняют одинарной вгладь или одинарной внакрой, а также одинарной вгладь на пазовых рейках (подробнее о видах обшивки будет рассказано ниже). Обшивка внакрой — самая прочная, она широко применяется на морских шлюпках. Величина накроя, то есть нахлеста одной доски на другую, составляет не менее 1,5...2 толщины доски обшивки. Доски склепывают между собой по накрою медными заклепками диаметром 1,5...3 мм с шайбами диаметром 8...10 мм, располагая заклепки через 75...100 мм. Часто выполняют обшивку из досок на пазовых рейках, так как это способ устройства обшивки обеспечивает ровную наружную поверхность и хорошую прочность конструкции. Доски обшивки крепят к пазовым рейкам на заклепках или на гвоздях в загиб. Сами рейки к шпангоутам привинчивают с помощью шурупов. Доски для обшивки годятся из сосны (для днища и подводного борта обычно подбирают доски из ели).

Палуба — настил, закрывающий корпус судна сверху. Перекрытие же, расположенное на части длины или ширины судна, называют платформой. Средняя доска, поддерживающая палубу в диаметральной плоскости, — мидельвейс. Палубу крепят к бимсам, мидельвейсу и бортовому стрингеру на гвоздях или шурупах. Бимсы — поперечные подпалубные брусья, связывающие верхние концы шпангоутов.

Какая для лодки необходима древесина?

Поговорим об этом на следующей странице>>>

В раздел «Проекты лодок для самостоятельной постройки»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное