Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Мотолодки, катера, яхты>>> Как научиться галанить?

Как научиться галанить?

Веслами можно не только грести, но и галанить. Этот способ гребли распространен во многих странах мира, особенно в юго-восточной Азии. Выгрести в сильный ветер, пересечь линию прибоя, выбраться из тесной стоянки или быстро уйти с судового хода иногда можно только при помощи этого способа.

Как научиться галанить? Способ гребли
Положение гребца при расположении уключины на транце лодки по линии ДП.

Галанят одним веслом, укрепленным на корме шлюпки. При этом движение весла преобразуется в упор. Сторона лопасти весла, обращенная к носу шлюпки, — засасывающая, создающая разрежение. Противоположная сторона лопасти — нагнетающая, создающая давление.

Схема сил, действующих на лопасть весла
Схема сил, действующих на лопасть весла.

Результирующая сила Y, получающаяся из разности давлений, раскладывается на силу Р, создающую упор лопасти весла и двигающую шлюпку вперед, и силу сопротивления Т, преодолеваемую гребцом. Разворот лопасти весла на угол α зависит от многих факторов и подбирается опытным путем. Ориентировочно этот угол выбирается около 45°.

Схема движения весла
Схема движения весла.

Начинать учиться галанить лучше на швартовых, поставив лодку кормой против течения. Нос ее нужно упереть в причал, бон и т. п. Если остойчивость шлюпки достаточна, то галанить удобнее стоя.

Сперва нужно научиться галанить одной правой рукой. Целиком опущенную в воду лопасть весла необходимо развернуть горизонтально, кисть руки при этом не сгибать. Затем кисть руки следует согнуть вправо, чтобы лопасть развернулась примерно на 45°, и, перемещая руку влево, сделать гребок.

Схема движения одной правой рукой
Схема движения одной правой рукой: а — исходное положение; б — положение кисти руки при гребке влево; в — положение кисти руки при гребке вправо.

Когда кисть правой руки поравняется с левым плечом, надо быстро начать следующий гребок, перемещая руку вправо. Одновременно с началом гребка кисть руки следует согнуть влево. При этом лопасть весла должна развернуться примерно на 90°. Общая длина перемещения руки при гребке должна составлять 80—100 см. Окончив гребок, нужно опять быстро сменить его направление с одновременным сгибанием кисти руки вправо. Обучение следует продолжать до появления автоматизма.

Уже после этого можно переходить к обучению на ходу. Теперь следует обратить внимание на быстрое изменение направления гребка: малейшая задержка при изменении движения руки — и весло будет выбито потоком воды, направленным против движения шлюпки.

Когда весло станет уверенно держаться в уключине, можно считать, что курс обучения окончен и следует переходить к тренировке на скорость и продолжительность. Теперь нужно одновременно учиться галанить двумя руками и одной левой.

На больших, устойчивых на курсе шлюпках лучше галанить сильными, длинными гребками. На коротких, вертлявых суденышках нужно галанить короткими, быстрыми гребками.

Угол наклона весла к поверхности воды лучше предпочесть около 45°. В процессе тренировки вы найдете свой наиболее оптимальный угол.

Если надо повернуть, то гребки делаются в одну сторону, а обратно весло заносится по воздуху.

Для незначительного изменения курса нужно менять угол разворота лопасти весла. Например, чтобы изменить курс шлюпки вправо, необходимо при перемещении руки слева направо разворачивать лопасть весла на 60° и делать энергичный гребок, а при обратном гребке лопасть разворачивать на 20—25° и гребок делать затянутым.

Немного тренировки — и вы будете галанить спокойно, не задумываясь, выполнять любые маневры; однако при швартовке нужно учитывать, что этим способом отрабатывать «назад» невозможно.

Хочу привести пример эффективности этого способа. Однажды при подходе со стороны Невской губы в Малую Невку на каютном «Утенке» (мотобот, переделанный из ШС-1; L = 4,5 м; B = 1,85 м; водоизмещение D = 1,3 т) отказал реверс-редуктор. До стоянки оставалось больше километра. В это время дул восточный ветер силой два-три балла, скорость течения выше стрелки Петровского острова была больше 2 км/ч.

В таких условиях выгрести на «Утенке» одному человеку невозможно.

Однако судно было оборудовано для галанки, лишь благодаря этому эффективному способу гребли я сумел подойти к стоянке (причем с хорошей скоростью).

Как можно оборудовать шлюпку для галанки? Для этого на транце шлюпки необходимо установить уключину, причем по возможности как можно ближе к ДП или в сторону левого борта от ДП. Вместо уключины в транце можно сделать гнездо для весла.

Подуключину следует крепить надежно: на нее приходится большая нагрузка. Если корма острая (вельботного типа), для уключины или гнезда можно сделать дубовую подушку.

Весло должно быть прямое, безвальковое, желательно ясеневое.

Для предохранения весла от истирания об уключину нужно установить кожаную манжету на эпоксидном клею. Место контакта весла с уключиной определяется практически. Ориентировочно оно находится где-то посредине веретена весла. Легче галанить длинным веслом, однако пользоваться веслом длиннее шлюпки не рекомендуется. Исключение составляют лишь тузики. Вообще весло подбирается опытным путем — по вкусу.

В заключение хочется порекомендовать всем, пользующимся мелкими моторными судами, установить на корме уключину, приобрести длинное весло и научиться галанить.

На мой взгляд, строителям гребной лодки «Пелла» нужно предложить установить на транце уключину для большого весла, чтобы можно было им галанить. Уверен, многие выбравшие новую «Пеллу» скажут строителям большое спасибо.

В. В. Полканов.

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте