Главная>>> Лодочные моторы>>> Как измерить мощность подвесного лодочного мотора

Как измерить мощность подвесного лодочного мотора мулинеткой с изменяемой характеристикой

Измерьте мощность подвесного мотора

Замер мощности подвесного мотора с помощью мулинетки (см. Измерьте мощность подвесного мотора: на стенде или мулинеткой, безусловно прост и доступен. Однако мулинетка дает возможность снять только одну точку на внешней характеристике мотора. По ней, правда, можно рассчитать другие точки внешней характеристики, но, на мой взгляд, такой метод слишком приблизителен. Чтобы получить внешнюю характеристику мотора в интересующем диапазоне оборотов, необходимо иметь ряд соответственно подобранных и оттарированных мулинеток. Обычные конструкции мулинеток совершенно не пригодны для этих целей. Малопригодны эти мулинетки и для замеров мощности на двигателях различного уровня мощности. Кроме того, метод построения внешней характеристики двигателя по точке, полученной одним замером, и с использованием некоторой «стандартной» характеристики двигателя пригоден лишь для однотипных двигателей, имеющих отклонения друг от друга только технологического порядка. При переходе от одного типа двигателя к другому или при форсировке двигателя, когда вид внешней характеристики может существенно меняться, данный метод оказывается совершенно не пригодным.

В особенности это относится к специальным гоночным двигателям с настроенными всасывающим и выхлопным трактами и имеющим в силу этого внешнюю характеристику с ярко выраженным пиком в области максимальных оборотов.

Вот уже более десяти лет я использую нагрузочное устройство, позволяющее измерять мощность любого подвесного двигателя, включая гоночные. Нагрузочное устройство представляет собой цилиндрическую ступицу (рис. 1) с завинченными в нее съемными стержнями, т. е. мулинетку с изменяемой тормозной характеристикой.

Рис. 1. Мулинетка с изменяемым тормозным моментом
Как измерить мощность подвесного лодочного мотора мулинеткой с изменяемой характеристикой
1 — стержень; 2 — ступица; 3 — контровочная проволока Ø0,8-1,0;
А — диаметр отверстия под гребной вал; Б — длина ступицы. Для 2-х пар стержней — 50 мм, для 4-х пар стержней — 70 мм; В — диаметр и расположение отверстия для штифта гребного вала выбирается в зависимости от марки мотора; Д — диаметр мулинетки.

Подбирая комбинации стержней различной длины, можно нагружать двигатель в очень широком диапазоне оборотов. Нагрузочную мощность для одной пары стержней можно определить расчетом — она пропорциональна кубу оборотов, диаметру самого стержня и четвертой степени диаметра мулинетки — круга, ометаемого концами стержней:

N = 0,3n3D4d10-4 л. с.,

где n — обороты гребного вала, об/с; D — диаметр мулинетки, м; d — диаметр стержня, мм.

При установке двух, трех и более пар стержней мощность, поглощаемая мулинеткой, определяется как сумма мощностей, поглощаемых каждой парой, увеличенная приблизительно на 10%, что учитывает увеличение крутящего момента при близком расположении каждой пары стержней друг от друга, то есть:

N = 0,33n3 (D14d1 + D24d2 + D34d3 + ...)10-4 л. с.

При проведении замеров удобнее, если стержни изготовлены из прутка одного диаметра, например 10 мм. Для таких стержней поглощаемая мощность одной пары в зависимости от числа оборотов может быть определена по графику (рис. 2). Для моторов мощностью до 10-12 л. с. («Москва», «Ветерок») достаточно двух пар стержней, для более мощных — четырех.

Рис. 2. Тормозная характеристика мулинетки с одной парой стержней
Тормозная характеристика мулинетки с одной парой стержней
Ne — тормозная мощность; D — диаметр мулинетки, мм; n — обороты гребного вала, об/мин.

Для предотвращения вибрации мулинетки следует тщательно следить, чтобы и сама пара стержней и выступающие концы после завинчивания их в ступицу были одинаковой длины, а стержни длиной более 100 мм желательно изготовить из легкого сплава (Д16Т или АМГ). После завинчивания в ступицу стержни должны быть попарно законтрены проволокой.

Замер мощности следует начинать с установки в ступицу максимального количества пар стержней наибольшей длины.

Произведя замер числа оборотов коленчатого вала, которые разовьет двигатель при оптимальной регулировке, следует при каждом следующем замере уменьшать количество пар стержней или устанавливать стержни меньшей длины вплоть до достижения оборотов, превышающих номинальные на 10-15%.

Таким образом выполняется 5-6, а лучше 8-10 замеров и строится внешняя характеристика. При замерах в каждой точке необходимо добиваться максимальных оборотов регулировкой опережения зажигания и карбюратора.

При расчетах следует помнить, что графики и формулы относятся к числу оборотов гребного вала, то есть замеры чисел оборотов должны быть пересчитаны с учетом передаточного отношения редуктора мотора.

В. В. Вейнберг.

В раздел «Лодочные моторы»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное