Главная>>> Мотолодки, катера, яхты>>> Испытания аэроглиссера зимой на льду

Вальс на льду под рев мотора, или Аэроглиссер в роли аэросаней. Испытания аэроглиссера зимой на льду

Испытания аэроглиссера зимой на льду в роли аэросаней. Аэроглиссер в роли аэросаней

Поначалу публика была явно недовольна. Поскольку звук у трогающегося с места аэроглиссера, как у взлетающего самолета, а испытания проводились в непосредственной близости от жилых домов, образующих «морской фасад» Петербурга, можно было то и дело углядеть закрывающиеся окна и форточки, захлопнутые явно раздраженной рукой. Однако раскатывающий под окнами обывателей аппарат был столь необычен, что вскоре, хоть и час был неподходящий, возле нашей «базы» собралась изрядная толпа с детьми и собаками. Несмотря на все попытки окрестных жителей сделать вид, что покинули они свои дома исключительно в поисках свежего воздуха, нам вскоре пришлось организовать среди них наблюдающую за порядком инициативную группу — хотя бы для того, чтобы детей с собаками попросту не сдуло воздушной струей от винта.

Аэроглиссер в роли аэросаней. Испытания аэроглиссера зимой на льду

На предыдущей странице мы познакомили вас с результатами редакционных испытаний первого отечественного «камышового» аэроглиссера. Лодки этого типа, довольно широко распространенные в США и Канаде, отечественному потребителю практически неизвестны. Импортные образцы стоят достаточно дорого (в районе 30 тыс. долл.), что и подвигло питерскую фирму «ТехноСпортЦентр» в порядке эксперимента создать собственный «эйрбот» со 150-сильным «волговским» мотором.

Поскольку испытанный нами поздней осенью экспериментальный глиссер продемонстрировал неплохие вездеходные качества, у нас возникла сумасшедшая мысль — а почему бы с наступлением зимы не покататься на нем по снегу и льду? Хотя ничего особо сумасшедшего в подобной мысли не было — судя по рекламным видеоматериалам, «за бугром» ездят на таких сооружениях и зимой. Правда, несколько настораживали отмороженные (во всех смыслах) физиономии зарубежных пользователей «эйрботов», прыгающих на них по снежным застругам...

Желающих узнать подробности о том, как ведет себя лодка в своей родной стихии — на поросшем камышами мелководье, отсылаем на эту страницу. Вкратце напомним, что в целом аппарат пришелся нам по душе, не считая мелких «бытовых» неудобств и не совсем удачных носовых обводов, из-за которых испытатели возвращались на берег мокрые с ног до головы — причиной тому были слишком близкие к вертикали скулы и крутой подъем днища в носу.

Запланированные переделки фирме осуществить не удалось — в основном, по той причине, что после наступления первых заморозков глиссер совершенно безвозмездно был передан подразделениям МЧС и Региональной службы спасения, где и помогал осуществить контроль за любителями половить рыбку со льда, которым регулярно не дают покоя лавры товарища Папанина. Как выражается один близкий к кругам «КиЯ» врач скорой помощи, «подледный лов — это не хобби, а диагноз». Как нам удалось выяснить, и на этом поприще наш болотный «вентилятор» не ударил в грязь лицом — даже перед куда более проверенными (и дорогостоящими) судами на воздушной подушке и вертолетами.

Единственное, что успели сделать — это поменяли воздушный винт. Изначально он рассчитывался по авиационным меркам. Однако скорости у аэроглиссера далеко не самолетные, поэтому специалист по винтам принял только самому ему понятное решение увеличить диаметр винта (благо, размеры ограждения это позволяли) и уменьшить шаг. Как показали испытания на динамометре, тяга на швартовах возросла процентов на десять-пятнадцать при тех же максимальных оборотах — очень большой плюс при трогании с места в грязи или преодолении мели на небольшой скорости.

Казалось бы, зимой проблемы с обводами должны были отойти на задний план. Но мы ошиблись.

Что у нас в этом году была за зима, известно всем «от Парижа до Находки». То мороз, то оттепель, то сугробы, то чахлая прошлогодняя травка. Не оказался исключением и день, который мы выбрали для зимнего катания на «вентиляторе». После очередной слякотной недели со снегопадами и плюсовой температурой выглянуло солнышко и установился пусть и не февральский (минус два-три градуса), но устойчивый морозец. Однако солнце пригревало совсем по-весеннему, и остатки снежных холмиков на льду Финского залива превратились в раскисшие, шлепающие под ногами лужи. Островки более-менее рыхлого снега сохранились только на теневых склонах берега. Кроме того, метрах в ста у берега громоздились бесконечные ряды торосов, возникших после очередной подвижки льда. В общем, любой буерист при виде подобной картины в серцах бы сплюнул и пошел домой пить чай.

— Эх, а по первому ледку я от Морского вокзала до Кировского стадиона за три с половиной минуты доезжал! — заметил мастер на все руки «ТехноСпортЦентра» Сергей Сидоров, обозревая окружающую обстановку. По нашим расчетам, Сергей даже поскромничал — на воде «вентилятор», несмотря на неудачные обводы, уверенно разгонялся до 60 км/ч, так что скорость за «сотку» на льду для него явно не предел.

Учитывая практически весеннюю обстановку, решаю не переодеваться в припасенный горнолыжный комбинезон и сажусь на водительское место как был — в обычном гражданском обмундировании. Горнолыжные очки, увы, в спешке оставлены дома (на том же снегоходе, например, без них не обойтись), так что напяливаю обычные солнцезащитные — хоть какая-то защита от ветра. Привычно берусь за ручку управления рулями, привычно утапливаю в пол педаль газа...

Зачем очки? Стою на месте, несмотря на бешеный рев винта за спиной. Пока беседовали, оставленный на слякотном островке «вентилятор» попросту примерз. Мне советуют покачать ручку взад-вперед, чтобы сдернуть аппарат с места. Качок, другой — и только держись! Как только сующийся вправо-влево глиссер вылез носом на участок чистого льда, им словно выстрелили из рогатки. Как выражаются любящие сравнения иностранные испытатели, «желудок прилип к спине».

Контраст между натужным стоянием на месте и этим рывком вперед настолько ошеломляет, что едва успеваю заметить выросшие впереди нагромождения льдин. Несмотря на попытку отвернуть, «вентилятор» летит все в том же направлении — только боком. Сброс газа ничего не дает. Тормоза бы сюда! Бам! Чтобы удержаться на примитивном сиденье («Не успели поменять — руки не дошли») хватаюсь за него свободной левой рукой. Да, тут надо просчитывать обстановку на несколько ходов вперед, иначе лежать горе-испытателю в гипсе.

Дальше все идет более-менее гладко — учусь выбирать дорогу. Со стороны такая фигурная езда несколько напоминает вальс — поворот за поворотом. На каждое столкновение даже с небольшими неровностями на льду аппарат отзывается глухим звоном алюминиевого корпуса и жестким ударом в... в общем, сами понимаете куда. Никаких амортизаторов тут нет. При попадании на лед следует ощутимый рывок (даже без прибавления газа), на снежной слякоти скорость столь же ощутимо падает. Это и понятно — площадь днища (а, соответственно, и сопротивление) тут явно больше, чем у тех же аэросаней, поставленных на лыжи. Однако если впереди по курсу открывается полынья с чистой водой, скорость можно не сбрасывать — в воде «вентилятор» чувствует себя лучше, чем на льду, да и не утонет в случае чего.

Аэроглиссер в роли аэросаней. Испытания аэроглиссера зимой на льду

С управляемостью все обстояло почти так же, как и на воде — единственно, приходилось учитывать значительно меньшее боковое сопротивление и возможность «упереться» бортом в неровности льда. Но это, скорее всего, вопрос все того же выбора дороги, и «чувствовать лед» после одной-двух мелких неприятностей начинаешь очень быстро.

Вовремя заметив застрявший во льду кусок бетона с торчащим из него арматурным прутом, останавливаюсь на заснеженном склоне-«косогоре», до которого еще не успели добраться жаркие солнечные лучи. Вновь тронуться с места не удается даже при энергичной раскачке рулями — приходится слезать с сиденья и вручную оттаскивать нос глиссера вбок. После этого на снегу остается высокий «бруствер» — один в один застывший слепок того носового буруна, что так досаждал нам при летних испытаниях. Как видно, хорошие обводы нужны «вентилятору» и зимой.

Напоследок решено было попробовать въехать на «эйрботе» в горку, тем более что пара вставших «домиком» льдин так и напрашивалась, чтобы по ним прокатились. Прыгать с этого природного трамплина я не стал, несмотря на заманчивые заграничные видеокадры, и даже по тяжелой раскисшей «дороге» легко одолел ледяную горбушку в «полгаза» без предварительного разгона. На середине уклона градусов в пятнадцать при желании можно было даже увеличить скорость — особенно на укатанной после двух-трех проходов поверхности.

Вкратце подводя итоги, нельзя не отметить, что изначально аэроглиссер рассчитан все-таки не на снег и лед, а на поросшее камышами мелководье — отсюда, например, высокая и открытая всем ветрам посадка водителя. Широкое днище тоже больше приспособлено для глиссирования по воде, а не для скольжения по снегу — хоть удельное давление и невелико, сопротивление движению явно больше, чем у тех же лыж. Так что возможность использования его зимой относится скорее к разряду приятных неожиданностей, является, так сказать, «побочным продуктом».

Напоследок мы поинтересовались, как продвигаются дела с изготовлением следующего «вентилятора» — более легкого, под «жигулевский» мотор рабочим объемом 1,7 л.

— Рабочие чертежи практически готовы, и к постройке приступим в самое ближайшее время, — сообщил вице-президент «ТехноСпортЦентра» Вадим Санкин, один из главных энтузиастов аэроглиссеров. — Если первую модель мы нарисовали больше «по наитию», то на сей раз будем шире привлекать к работе специалистов, прежде всего, по обводам. Думаю, что к весне, когда сойдет лед, лодка будет уже готова, так что приглашаем на испытания.

Это приглашение, как вы понимаете, было с готовностью принято.

А. Лисочкин, «КиЯ», 2000 г.

В раздел «Мотолодки, катера, яхты — обзоры, советы, справочники»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное