Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Яхтинг. Полное руководство>>> Искусство мореплавания и управления яхтой. Постановка на якорь

Яхтинг. Полное руководство.
Искусство мореплавания и управления яхтой. Постановка на якорь и швартовка

Постановка на якорь и швартовка

Якорь всегда должен быть под рукой. Он также является частью спасательного оборудования лодки, что владельцы яхт не всегда учитывают. Когда все остальное выходит из строя, якорь часто оказывается единственным средством спасения в критической ситуации.

Поломка мачты или двигателя у подветренного берега — вот типичные примеры ситуаций, когда использование якоря может оказаться жизненно важным. Якорь — это недорогая, простая часть яхтенного оборудования, но в кризисной ситуации наличие его на борту окупится сторицей.

По своей сути якорь предназначен для удержания лодки на одном месте, например у берега во время семейного пикника или прогулки команды с целью знакомства с неизвестной бухтой.

При условии, что якорь подходит для конкретной яхты и найдено хорошее дно (поверхность морского дна, за которую цепляется якорь), он обеспечит безопасность в большинстве случаев, удерживая лодку носом к ветру или приливу (смотря, что сильнее); ни у судна, ни у команды проблем не будет.

Типы якорей

Якорь Данфорта
Якорь Данфорта.
Якорь-плуг
Якорь-плуг.
Якорь Брюса
Якорь Брюса.

Существует множество различных типов якорей. Важно использовать нужный тип якоря, потому что он должен прочно зарыться в морское дно, чтобы хорошо держать. Якорь, который хорошо держит на песчаном дне, может не зацепиться за гладкую скалу, а предназначенный для скалистых рифов может не зарыться в илистое или песчаное дно. Слишком легкий якорь будет скользить по морскому дну или выйдет на поверхность при малейшей нагрузке, а слишком тяжелый зацепится буквально за что угодно, и потом команда будет мучиться, вытаскивая его наверх! Специалисты дадут совет по весу якоря, а его тип будет зависеть от назначения.

На килевых яхтах обычно используют якоря общего назначения: якорь Данфорта, якорь-плуг, якорь Брюса и адмиралтейский.

Пожалуй, самым распространенным является легкий якорь (якорь Данфорта), поскольку его удобно хранить и он хорошо держит судно на мягких видах морского грунта. Якорь-плуг особенно хорош для илистого или песчаного дна, но он не будет держать на скалистых рифах. Якорь Брюса отливается из металла целиком, что дает ему огромную прочность; он хорошо держит и на скалистом грунте, и на илистом, и на песчаном. Эти виды якорей обычно крепятся на носу крупных яхт.

Если выбирать якорь с точки зрения удерживающей способности (в водорослях или на скальном грунте), лучше остановиться на адмиралтейском, имеющем традиционную форму. Если он зарылся в морское дно, он практически никогда не потащит судно. Однако он тяжел и громоздок, поэтому мало популярен на яхтах, где места недостаточно.

Рифовый якорь (грапнель) по строению напоминает зонтик, его лапы цепляются за скальные расщелины рифов, но на илистом или песчаном дне он будет совершенно бесполезен. Такой якорь трудно хранить; но теперь появился складной вариант, он очень популярен, особенно на швертботах.

Якорный канат или трос

Якорный канат — важное условие безопасного бросания якоря, крепить его к якорю нужно заранее. Трос принимает на себя большую часть нагрузки на якорь, предотвращая его расцепление с морским дном в случаях, когда лодка движется назад. Резкое вытравливание или чрезмерное натяжение троса могут выдернуть якорь из грунта, поэтому якорный трос должен поглощать нагрузки и удерживать якорь на месте.

Искусство мореплавания и управления яхтой. Постановка на якорь и швартовка
Якорь должен лежать на поверхности морского дна, а это происходит только в том случае, когда якорный канат провисает. Чем длиннее якорный канат, тем лучше он удерживает якорь, поэтому нужно вытравливать цепь или канат, если ветер крепчает, а море становится неспокойным.

Прежде чем бросать якорь, уложите его поперек носовой части яхты
Прежде чем бросать якорь, уложите его поперек носовой части яхты, как показано на рисунке; якорный канат нужно размотать, разложить на палубе и привязать к мачте.

Это достигается одним из двух способов. Во-первых, длина вытравливаемого якорного каната должна быть гораздо больше, чем глубина воды, что позволяет ему провисать. Если длина троса в пять раз больше глубины, это хорошо для безопасного бросания якоря при нормальных условиях, хотя для обычной постановки на якорь в защищенной гавани можно использовать более короткий трос. Когда лодка отодвигается назад на якорном тросе, он растягивается, изгиб выпрямляется. Таким образом, толчок поглощается, напряжение якоря уменьшается и предотвращается его расцепление с грунтом. Чем длиннее якорный трос, тем лучше держит якорь — это азбука безопасной постановки на якорь, поэтому, если поднимается ветер или что-то другое внушает опасения, нужно больше вытравить якорный канат.

Во-вторых, якорь крепится к канату цепью. Это увеличивает поглощающий эффект изгиба троса и помогает лапам якоря глубже зарыться в морское дно. Благодаря своему весу цепь опускается на дно и лежит; так уменьшается угол, при котором трос тянет якорь. Наилучшим положением для любого якоря будет такое, при котором веретено лежит на морском дне, потому что это позволяет лапам глубже зарыться в грунт.

Достаточная длина тяжелой цепи плюс длинный якорный трос — это серьезное основание для спокойного сна во время стоянки на якоре.

Последовательность действий при бросании якоря

Перед бросанием якоря цепь раскладывается на палубе
Перед бросанием якоря цепь раскладывается на палубе.

Для успешного бросания якоря используют разные способы, хотя с практической точки зрения лучше всего делать это, поставив лодку носом к ветру, потому что она все равно займет такое положение, когда якорь зацепится.

Последовательность действий при бросании якоря во время движения под парусом описана здесь. При включенном моторе выполнить это, пожалуй, легче и безопаснее, особенно на переполненных стоянках. Задний ход вместо дрейфа назад на якорном канате дает возможность лучше управлять ситуацией и позволяет якорю глубже зарыться в морское дно. Когда якорь зацепится, якорный канат натянется и яхта станет носом к ветру, после чего мотор можно выключить.

Поднятие якоря

Поднятие якоря при работающем моторе приводит к движению вперед; в это время постепенно выбирается трос, до тех пор пока лодка не будет находиться прямо над якорем. В этом положении он просто выйдет из морского дна. Если якорь запутался и не поднимается вручную, можно усилить тягу, для чего следует закрепить трос на передней швартовой тумбе или крепительной утке и двигаться вперед над якорем. Это изменит угол якоря относительно морского грунта на противоположный и позволит поднять его без особых усилий. На некоторых якорях есть специальный трос, прикрепленный к лапам (буйреп), он действует так же — поворачивает якорь назад.

Поднятие якоря при движении под парусом относится к основным маневрам движения под парусом.

Место для стоянки

Неразумно оставлять лодку на якоре без присмотра. Какой бы безопасной ни была стоянка на якоре, яхта может потянуть якорь за собой, тогда возникнут проблемы. То же самое касается сна на борту; состояние лодки следует проверять хотя бы один раз за ночь, а если погода ухудшается, то чаще, чтобы удостовериться, что яхта не тянет якорь за собой.

Разумный шкипер будет проверять положение яхты относительно берега даже в дневные часы, он обратит внимание на первые же признаки того, что якорь ненадежен. После постановки яхты на якорь следует определить ее местонахождение и сделать отметку на карте. При первых признаках изменения местоположения один взгляд на карту подтвердит это.

Положение на карте определяется по компасу и находится на пересечении пеленгов. Можно использовать систему GPS (Глобальная система определения местонахождения, точная система навигации и наблюдения, основана на получении сигналов со спутников), хотя на тесной переполненной стоянке могут возникнуть трудности в определении точного местоположения яхты.

После установления местонахождения лодки и нанесения промежуточных пеленгов двух береговых объектов можно проверить положение яхты визуально, без компаса, системы GPS и даже карты, просто используя промежуточные пеленги.

При постановке на якорь важно снять показания компаса или взять пеленги двух промежуточных береговых объектов
При постановке на якорь важно снять показания компаса или взять пеленги двух промежуточных береговых объектов. Это позволит иметь точку отсчета, если якорь не возьмет.

Промежуточный пеленг находится на линии, соединяющей лодку с двумя выступающими объектами; желательно, чтобы один из них находился ближе и был ниже, а другой — находился дальше и был выше (как изображено на рисунке). Если два объекта сместились и уже не лежат на одной линии, вероятнее всего, яхта тащит за собой якорь.

Более точную проверку можно выполнить, установив второй промежуточный объект приблизительно под углом 90° к первому. Тогда, независимо от того, в какую сторону подвинется лодка, это можно будет определить по одному из промежуточных объектов.

Якорь может ползти по разным причинам; чаще всего это происходит потому, что его с самого начала бросили неправильно. Если якорный трос слишком короткий, если в лапах якоря запутались водоросли или его же цепь, он не зароется в грунт, и яхта потащит его назад. В этом случае якорь нужно поднять и очистить перед повторным бросанием. В большинстве других случаев проблема решается дополнительным вытравливанием якорного троса.

Для долговременной стоянки используются различные способы бросания двух якорей, но при обычном плавании они применяются редко, поскольку для их выполнения требуется определенное мастерство, особенно при движении под парусом.

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте