Главная>>> Обзор моделей лодок, катеров, яхт>>> Гребная лодка «Фофан»

Гребная лодка «Фофан»

У причалов лодочных станций домов отдыха, турбаз почти всегда можно увидеть привычную гребную деревянную шлюпку, известную под названием «фофан». Многим эта лодка помогла сделать «первые шаги» на воде. Использование её разнообразно: это и спасательная служба, и туризм и, конечно, прогулки, спортивный лов рыбы. Часто в такую шлюпку садятся люди, которые не умеют грести, не имеют представления об остойчивости, мореходности, плавучести, нередко за веслами можно увидеть детей. Поэтому так важно для нее быть безопасной, простой и легкой в управлении.

Гребная лодка «Фофан»

Основные данные гребной лодки «Фофан»
Длина наибольшая, м 4,4
Ширина наибольшая, м 1,45
Высота борта на миделе, м 0,50
Масса, кг 75
Пассажировместимость, чел. 4

Когда в начале века Российское общество спасания на водах объявило конкурс на разработку проекта прогулочной шлюпки, организаторы конкурса, присуждая первую премию, руководствовались именно такими соображениями.

Победил в этом конкурсе гражданский инженер А. П. Фан-дер-Флит. Шлюпка, построенная по его проекту, легко шла под веслами, была остойчива, имела удобные размерения: она быстро обрела популярность, а в народе она получила нарицательное имя — «фофан». За прошедшие три четверти века первоначальные обводы прогулочной шлюпки Л. П. Фан-дер-Флита значительно изменились: она стала гораздо уже, борт ниже, уменьшилась седловатость. И в результате участились случаи опрокидывания лодок от волны или перемещения пассажиров на ходу. Так в погоне за не всегда оправданной экономией материала и упрощением постройки лодку лишили ее былых хороших качеств.

Первые попытки возродить первоначальный облик прогулочной шлюпки Л. П. Фан-дер-Флита были сделаны в 1940 г. На существовавшем тогда заводе им. Каракозова и на судоверфи ВЦСПС в Ленинграде было построено несколько «настоящих» «фофанов». Испытания подтвердили их отменные качества.

Приводим удачный вариант чертежа обводов шлюпки, по которым она выпускалась в течение ряда лет на одной верфи страны. В конструкции корпуса применялись клееные соединении (ламинированный форштевень, клееная доска транца и т. п.). Шпангоуты — гнутые из ясеня; шпация — 182 мм; обшивка — традиционная — «кромка на кромку» толщиной 10 мм, пазы проклепаны медными заклепками диаметром 4 мм.

Теоретический чертеж лодки «фофан»

Теоретический чертеж лодки «фофан»

Благодаря круглоскулым обводам корпуса с относительно узкой грузовой ватерлинией (0,8-0,9 м) и плавным подъемом батоксов к транцу «фофан» легок на ходу. Плавник в кормовой части придает лодке достаточную устойчивость на курсе, а развал бортов к планширю обеспечивает остойчивость в случае крена и на волне. Лодка хороша на ходу под подвесным парусом, может использоваться с подвесным мотором мощностью до 3,7 кВт (5 л. с.).

Кроме этого, выпускались различные варианты подобных гребных лодок:

«Охтинка» — лодка с одной парой весел; длина — 3,94 м, ширина — 1,17 м, масса с оборудованием — 87 кг, пассажировместимость — 2 чел.;

«Охта» — лодка двухпарка, длина — 4,46 м, ширина — 1,48 м, масса — 133 кг, пассажировместимость — 4 чел.;

«Фофан-Ф2» — лодка-двухпарка; длина — 4,6 м ширина — 1,22 м, масса — 100 кг.

Нормальная эксплуатация лодок типа «фофан» возможна при удалении от берега не более 1 км и при высоте волны не более 0,25 м. Лодки рекомендуется постоянно держать на воде во избежание рассыхания их корпуса.

В раздел «Обзор моделей лодок, катеров, яхт»

Наш Telegram-канал: https://t.me/motolodki_katera. Присоединяйтесь!

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное