Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Четвертьтонник «Курьер-III»

Четвертьтонник «Курьер-III».
Чертежи для самостоятельной постройки яхты

Растущая популярность крейсерских гонок заставляет серьезнее задуматься над проблемами проектирования и строительства новых крейсерско-гоночных яхт. К сожалению, среди «четвертьтонников» выбор у наших рулевых более чем скромен: «Нефрит» и яхта Таллинской экспериментальной верфи спортсудостроения. Предлагаемый читателям новый проект — четвертьтонник «Курьер-III» может быть реализован самостоятельно как спортивными коллективами предприятий (или в мастерских при яхт-клубах), так и отдельными любителями.

Четвертьтонник «Курьер-III». Чертежи для самостоятельной постройки яхты

Яхта имеет многоскулые, граненые обводы. Если технологичность подобных обводов при фанерной обшивке не вызывает сомнений, то конкурентоспособность таких яхт на гонках в сравнении с круглошпангоутными не столь очевидна. Однако результаты некоторых гонок на «Четвертьтонный кубок» последних лет свидетельствуют, что многоскулые яхты могут успешно противостоять круглошпангоутным.

В гонках «Четвертьтонного кубка» в 1972 г. дебютировала шведская яхта «Роббер» с многоскулыми обводами, причем управлял яхтой сам автор проекта П. Сталя. Яхта имела ширину 2,8 м, широкую корму, оригинальное распределение балласта: 290 кг в виде бульба на узком плавнике и еще 230 — внутри корпуса, Всем этим «Роббер» резко выделялся среди собратьев по классу. Все были поражены, когда на 70-мильной дистанции яхта в лавировку обошла сразу шесть яхт на протяжении двух миль и выиграла гонку. Во второй гонке по олимпийской дистанции «Роббер» занял второе место, и только поломка руля на 130-мильной дистанции помешала ему стать победителем.

В 1973 г. яхтсмены познакомились с яхтой «Кварта» - тоже с граненым корпусом — конструкции англичанина Д. Томаса. Успешное выступление этой яхты (4-е место) окончательно рассеяло сомнение в конкурентоспособности яхт с подобными корпусами. Кстати, «Роббер», также участвовавший в этих гонках, дважды приходил первым (такого не удалось сделать даже победителю) и только две неудачные гонки отбросили шведа на 7-е место.

В проекте нашей яхты получили дальнейшее развитие идеи, заложенные в «Курьер-I» (см. «КиЯ» № 61). Хотелось получить хорошо энерговооруженную яхту при сравнительно небольшом водоизмещении. Обводы корпуса получились как компромиссное решение задачи — сделать достаточно технологичную поверхность и по возможности максимально приблизиться к формам, получающим преимущество при обмере по правилам IOR.

Теоретический чертеж яхты «Курьер-III»

Теоретический чертеж яхты
увеличить, 1956х1808, 304 КБ

Скула на борту прошла на высоте замера ширины В, а днище от миделя в нос приобрело плоский килевой участок. Местоположение граней корпуса однозначно диктовалось местами замеров глубины трюма CMDI, OMDI и MDI.

Таблица плазовых ординат

№ шп. Полушироты от ДП, мм Высота от ОП, мм
Ск1 Ск2 Ск3 Ск4 Борт — ЛБ Киль Ск1 Ск2 Ск3 Ск4 Борт — ЛБ Палуба в ДП Батокс II палубы
0 42 115 180 450 300 463 595 1200 1288
1 78 192 322 465 700 68 68 218 385 595 1190 1338 1216
2 159 330 525 725 923 31 31 150 329 595 1180 1382 1279
3 232 450 700 942 1112 10 10 100 290 595 1170 1390 1329
4 291 547 860 1115 1260 0 0 66 265 595 1160 1419 1365
5 330 615 955 1230 1358 0 0 50 250 596 1150 1435 1384
6 348 650 990 1280 1400 5 13 59 255 596 1140 1432 1384
7 350 645 970 1245 1385 28 50 100 285 603 1130
8 330 605 892 1138 1308 85 122 178 347 623 1120
9 295 532 765 966 1163 198 236 298 438 655 1110
10 250 435 600 750 960 373 392 450 550 700 1100

Планировка палубы и кокпита подчинялась одной задаче — обеспечить, в первую очередь, эффективность работы экипажа с парусами и по открениванию яхты. По этой причине был выбран гладкопалубный вариант со смещением максимальной ширины ближе к кокпиту.

Парусное вооружение «Курьера-III» типично для яхт «четвертьтонного» класса, хотя некоторые конструкторы в последнее время отдают предпочтение варианту оснастки 7/8. Возможность подобной трансформации в нашем проекте предусмотрена, данный вариант можно рассматривать как базовый. Соотношение площадей грота и стакселя спроектировано так, что RSAT = SPIN. Но, разумеется, строители яхты «Курьер-III» могут самостоятельно подобрать оптимальное с их точки зрения соотношение этих площадей.

Схема парусности яхты «Курьер-III»

Схема парусности яхты «Курьер-III»
Диаметры стоячего такелажа указаны при условии изготовления его из стальной струны.
Паруса: 1 — ричер; 2 — генуэзский стаксель; 3 — клин, он же — подспинакерный стаксель; 4 — толбой.

Опыт эксплуатации «Курьера-I» показал, что скромного «набора» из четырех спальных мест, газовой горелки и штурманского стола вполне достаточно для использования яхты по назначению — в крейсерских гонках небольшой протяженности (до 150 миль). Для «Курьера-III» мы оставили эту принципиальную схему планировки практически без изменений.

Общее расположение яхты «Курьер-III»

Общее расположение яхты «Курьер-III»
1 — ахтерпик; 2 — входной люк; 3 — шкаф; 4 — койка; 5 — пайол; 6 — рундук; 7 — газовая плитка; 8 — бортовые шкафы-ниши; 9 — трап; 10 — цистерна пресной воды; 11 — кокпит; 12 — откидной штурманский стол; 13 — шкаф для одежды; 14 — гальюн — выносное ведро.

Расчетом нагрузки предусмотрено размещение минимального снабжения крейсерско-гоночных яхт VI класса, а также выдержаны все планировочные ограничения, предусмотренные «Правилами постройки, классификации и обмера спортивных парусных яхт».

«Курьер-III» имеет просторный кокпит, открытый с транца. Через окно транца проходит румпель с удлинителем. Схема подвесного руля с небольшой компенсацией полностью оправдала себя на «Курьере-I». Погон гика-шкота проходит по дну кокпита на всей его ширине.

Классический вход в яхту заменен люком с палубы. Наряду с конструктивными преимуществами такой схемы появляется возможность работы со шкотовыми лебедками, стоя в люке на специально оборудованной для этого платформе (на уровне спальных мест).

На яхте нет привычного форлюка. Небольшие размеры парусов позволяют без труда доставать и убирать их через основной палубный люк. Естественное освещение каюты яхты обеспечивается двумя иллюминаторами на передней стенке кокпита и еще двумя, смонтированными на палубе. Для вентиляции установлены завинчивающиеся лючки и дефлекторы.

Сравнительная таблица характеристик

Характеристика «Фольк-
бот»
«Четвертьтонники»
ТЭВСС «Курьер-
«Курьер-
III»
Длина наибольшая L, м 7,64 7,50 6,80 6,90
Ширина наибольшая В, м 2,20 2,50 2,40 2,80
Длина по КВЛ Lвл, м 6,00 6,00 5,65 5,62
Ширина по КВЛ Lвл, м 1,87 2,03 1,80 1,96
Осадка наибольшая Т, м 1,20 1,20 1,40 1,50
Площадь парусности S, м² 24,0 27,0 19,2 28,2
Смоченная поверхность корпуса Ωк, м² 9,00 6,96 7,90
Смоченная поверхность корпуса Ωп, м² 11,60 9,66 10,72
Водоизмещение V, м³ 2,15 1,77 0,95 1,20
Вес фальшкиля, т 1,025 0,800 0,300 0,405
Коэффициент полноты:        
          общей δ 0,323 0,375 0,435
          площади ватерлинии α 0,690 0,638 0,666 0,663
          площади мидель-шпангоута β 0,673 0,660
          продольной полноты φ 0,495 0,475 0,595
Удлинение ватерлинии Lвл/Bвл 3,21 2,95 3,14 2,87
Относительный вес фальшкиля, % 47,8 45,2 34,6 33,8
Относительная длина Lвл/3V 4,69 4,95 5,75 5,30
Относительная парусность Sп 2,32 1,99 2,64
Энерговооруженность S/V 11,16 15,22 20,20 23,5

С точки зрения конструкции корпуса проект «Курьера-III» не содержит в себе ничего оригинального, поэтому обратим внимание читателя лишь на специфические моменты строительства. Дело в том, что «четвертьтонник», имея фиксированный гоночный балл IOR 5,5 м, должен при спуске на воду иметь осадку, строго соответствующую расчету. Любое колебание осадки яхты сказывается на величине балла: при увеличении осадки он уменьшается и наоборот — при всплытии растет. Но в процессе постройки яхты возможны отклонения в материалах, толщинах обшивки и сечениях набора и, следовательно, вес судна может отличаться от проектного. Может появиться и необходимость корректировки проекта по ходу строительства.

Возможны два основных решения: корректировка гоночного балла ведется либо за счет увеличения (уменьшения) веса балласта, либо за счет уменьшения (увеличения) размеров парусов. Выбор варианта — дело строителя, так как однозначного ответа на вопрос, как это скажется на ходовых качествах, нет. В первую очередь надо рассматривать затраты трудоемкости и времени, но в любом случае необходимо внимательно познакомиться с правилами обмера самому строителю либо привлечь к решению проблемы человека, разбирающегося в них.

Конструкция корпуса яхты-четвертьтонника «Курьер-III»

Конструкция корпуса яхты-четвертьтонника «Курьер-III»
увеличить, 1500х2385, 488 КБ
1 — кница сварная, сталь δ = 3; 2 — накладка форштевня 50X100X1600; 3 — форштевень 40x120X1600; 4 — стрингер 30X50; 5 — кноп, ясень; 6 — брус 30X50; 7 — киль 40X250X6000, дуб; 8 — обшивка днища и борта δ = 7; 9 — внутренняя зашивка δ = 4; 10 — рейка 30X30; 11 — флор δ = 30, 12 — металлический флор 75x75X5; 13 — продольная переборка δ = 4; 14 — кница δ = 3; 15 — комингс люка 50X30; 16 — зашивка кокпита δ = 5; 17 — комингс люка 30X30; 18 — внутренняя зашивка δ = 8; 19 — бимс 50X30; 20 — привальный брус 60X50X7400; 21 — мидельвейс 30X100X4500" 22 — палубный стрингер 50X30; 23 — палубный стрингер 50X30; 24 — рейка 30X30 под рельс стаксель-шкота; 25 — дно кокпита δ = 7; 26 — рейка 50X30 под рельс гика-шкота; 27 — стрингера под кокпитом 50X30X2200; 28 — переборка δ = 7; 29 — брусок 50X30; 30 — бимс 30X150; 31 — брусок 30X30; 32 — бимс 50x30; 33 — переборка δ = 8; 34 — стрингер кокпита 30X30; 35 — бимс 30X100; 36 — транец δ = 10; 37 — обвязка транца 30X100; 38 — кница δ = 7.

Сборку корпуса лучше всего выполнять в положении вверх килем, начиная с установки на стапеле переборок. Крепление продольных связей к переборкам осуществляется с помощью угольников-коротышей.

Типовой узел соединения шпангоутов и переборок
с обшивкой и продольным набором

Типовой узел соединения шпангоутов и переборок с обшивкой и продольным набором
1 — обшивка; 2 — стрингер; 3 — обклейка «мокрым угольником»
(ширина полос стеклоткани 40, 60, 80 мм); 4 — угольник-коротыш.

После того как корпус будет обшит фанерой, угольники можно снять, места притыкания переборок к обшивке необходимо проклеить «мокрым угольником» из стеклопластика (три полосы стеклоткани шириной 40, 60, 80 мм соответственно). Эта операция выполняется после того, как корпус яхты будет перевернут в нормальное положение.

Если для обшивки используется авиафанера, то корпус необходимо оклеить снаружи стеклотканью в два слоя. В случае применения бакелизированной фанеры можно ограничиться проклейкой швов наружной обшивки лентами стеклоткани.

Оклеивать корпус лучше, располагая полотнища ткани вдоль корпуса яхты; соединения двух соседних полотнищ по пазам надо осуществлять на ребрах скул. Процесс декоративного покрытия может быть в значительной степени облегчен, если оклейку корпуса производить на смоле с пигментом. После того как поверхность корпуса будет отшкурена и подшпаклевана, можно окончательно покрывать его тонким слоем пигментированной смолы. Это делается с помощью тонких металлических шпателей.

Конструкция плавника выполняется из листов 3-миллиметровой стали, причем верхняя пластина с заранее приваренными шпильками ставится после заполнения плавника балластом. Балластировать плавник можно заливкой расплавленного свинца или дробью со связующей смолой. Полный вес плавника с балластом должен быть равен 405 кг.

Конструкция киля и его крепление к корпусу
Конструкция киля и его крепление к корпусу
увеличить, 1996х1133, 173 КБ
1 — обшивка фальшкиля δ = 3; 2 — плита δ = 5; 3 — флор δ = 30; 4 — килевой болт М18; 5 — труба 40x3; 6 — дно δ = 3—4; 7 — полоса 4X50; 8 — угольник 5X75X75; 9 — болт М8.

Рулевое устройство
Рулевое устройство
увеличить, 2024х1405, 210 КБ
1 — перо руля клееной конструкции; оклеить стеклопластиком; 2 — щека δ = 3; 3 — рулевая петля;
4 — рулевой штырь; 5 — распорная втулка Ø14X2; 6 — шпилька М10; 7 — гайка М10; 8 — заклепка Ø6;
9 — румпель, склеенный из реек ясеня.

Конструкция корпуса предусматривает некоторую свободу в выборе схемы стоячего такелажа при условии, что крепления ахтерштага и форштага остаются без принципиальных изменений: форштаг крепится к форштевню через металлическую кницу; ахтерштаг — к бимсу транца (в нижней части ахтерштаг раздваивается). Что касается точек крепления нижних и верхних вант, то возможны различные варианты, выбор которых зависит от жесткости мачты, геометрии грота, возможной установки бакштагов и т. п.

Конструкция рангоута
Конструкция рангоута
увеличить, 2088х2021, 399 КБ
Детали, материал которых не обозначен, изготовляются из нержавеющей стали.
1 — палец топштага и топвант Ø8; 2 — шкив стаксель-фала Ø48, латунь; 3 — серьга δ = 3—3,5; 4 — мачта, труба 85X2,5; АМг-6Н; 5 — палец Ø10; 6 — обушок краспицы, АМг; 7 — накладка δ = 2,5 АМг; 8 — болт М10; 9 — серьга δ = 3; 10 — шпор мачты, текстолит; 11 — обушок из проволоки Ø5; 12 — обойма блоков δ = 2; 13 — винт М5Х16; 14 — накладка δ = 2,5; 15 — палец Ø8X45; 16 — щеки вертлюга δ = 2; 17 — палец Ø8; 18 — язычок; 19 — винт М6; 20 — шайба 6; 21 — заглушка δ = 3; 22 — краспица δ = 1,5; нерж. сталь; 23 — накладка δ = 3; АМг; 24 — трубка ликпаза 18X2; АМг; 25 — ось Ø8; 26 — обойма блоков δ = 3; 27 — шпилька М12; 28 — втулка Ø16X2; 29 — накладка δ = 2,5; АМг; 30 — гайка М10; 31 — винт М5; 32 — штырь гика; 33 — шайба δ = 4; текстолит; 34 — шкив, латунь; 35 — ось Ø8; обойма блока δ = 2; 37 — шкив грота-шкота, латунь; 38 — гик, труба 55X2,5; АМг; 39 — накладка δ = 2,5; АМг; 40 — обушок δ = 4; АМг; 41 — планка стопора δ = 2,5.

Вопросы оснащения яхты парусами достаточно хорошо освещены в статье Пьера Гютеля «Новые паруса гоночной яхты» («КиЯ» № 39). Для «четвертьтонника» число парусов ограничено (по правилам класса) девятью, причем на гонке можно нести только один грот. Вероятно, это послужило одной из причин того, что многие конструкторы обратили свое внимание на «нетоповый» вариант вооружения, позволяющий, на наш взгляд, полнее использовать возможности единственного грота.

Не следует отчаиваться, если скромные возможности по части палубной механизации не позволяют оборудовать яхту до уровня «двенадцатиметровика». Для яхт «четвертьтонного» класса тенденция идет как раз в направлении к более скромному набору механизмов и приспособлений.

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте