Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Проекты лодок для самостоятельной постройки>>> Бригантина «Старина». Отделка, оборудование

Бригантина «Старина». Отделка, оборудование и парусное вооружение яхты

Бригантина «Старина». Отделка, оборудование и парусное вооружение яхтыПервую часть статьи (постройка корпуса) см. здесь.

Внутреннее оборудование корпуса начинается с установки выгородок. Предварительно размечается их положение и устанавливаются комингсы; затем по снятым с места шаблонам изготовляются и ставятся с креплением к комингсам сами выгородки. Шаблоны выгородок, как и шаблоны для изготовления настилов диванов и пайолов, лучше всего делать в виде легкой рамки. Небольшой ширины полосы фанеры причерчивают — подгоняют по обводу, временно закрепляют на своих местах и прочно соединяют между собой рейками.

Затем выставляются различные подкрепления, обвязки шкафов, диванов и т. п. и производится зашивка их фанерой. Следующий этап — установка облицовочных планок и обделки вырезов. Эти декоративные детали лучше всего изготовлять из таких пород, как ясень или красное дерево.

Пайолы для удобства эксплуатации обычно делают составными — из нескольких щитов. Так, в носовом салоне их целесообразно изготовить из четырех частей со стыками в ДП по всей длине прохода и поперечным — по середине салона. Какими должны быть эти пайолы — решетчатыми или сплошными — предоставим решать строителю.

Не будем подробно останавливаться на изготовлении сдвижных люков и закладных щитов, поскольку этот вопрос неоднократно освещался. Напомним только, что закладные щиты надо делать с учетом обеспечения хорошей вентиляции внутренних помещений. Чтобы уменьшить возможность попадания брызг через жалюзи в вертикальных комингсах и стенках, горизонтальные рейки решетки нужно наклонять верхней кромкой внутрь, чтобы они отражали брызги наружу.

Как уже отмечалось, весь корпус снаружи лучше всего (а скулы — обязательно) оклеить стеклотканью на эпоксидной или полиэфирной смоле. В крайнем случае, если стеклоткани достать не удалось, скулы следует обить защитной медной полосой. В любом случае для улучшения сцепления бакелизированной фанеры с клеями или красителями поверхности корпуса должны быть зашкурены. Наиболее целесообразно применение красителей на основе эпоксидных компаундов: они стойки, не теряют цвет, легко отмываются от грязи. Можно также применить пентафталевые или масляные эмали; в этом случае подводную часть корпуса и трюм лучше покрыть свинцовым суриком. Для окраски подводной части рекомендуются необрастающие краски типа НИВК.

Теперь о вооружении парусного судна.

Парусное вооружение бригантины «Старина»
Парусное вооружение бригантины «Старина»
Размеры прямых и носовых парусов указаны на других эскизах.

Размеры парусов при вооружении яхты шхуной и носовых парусов
(а — стаксель, б — кливер) при вооружении бригантиной

Размеры парусов при вооружении яхты шхуной и носовых парусов (а — стаксель, б — кливер) — при вооружении бригантиной

Рангоут судна спроектирован с учетом основных особенностей судостроения времен парусного флота: сохранены «классические» пропорции и принципы вооружения. В старину мачты малых судов изготовлялись чаще всего цельными или же набирались из хорошо подогнанных одна к другой частей — штук, скрепляемых снаружи вулингами (обвязкой прочным тросом) через 800—1000 мм. Весь остальной рангоут делался, как правило, цельным. Конечно, в наши дни строителю легче обеспечить необходимое высокое качество мачт и больших реев, если он сделает их клееными.

Эскизы рангоута
Эскизы рангоута
а — принайтовка бушприта (1) к княвдигеду (2); б — бушприт с направляющей обоймой (3) для прохода такелажа; в — гафель; г — гик (в скобках размер для шхуны); д — фор-марса-рей;
е — фока-рей; ж — профилировка реев (показана половина рея).

 

Эскизы рангоута
Эскизы рангоута
а — мачты; б — стеньги; в — стеньги для вооружения шхуной; г — вулинг на составной мачте.
1 — металлический обруч; 2 — трос Ø5.

Вооружение судна начинается с установки бушприта; он надежно закрепляется в недгедсах и затем принайтовывается к вырезу в верхней части княвдигеда, как показано на эскизе.

Затем устанавливаются и сразу же раскрепляются вантами колонны мачт. Обычно ванты накладывают в следующем порядке. Внутренняя пара вант правого борта огибает топ мачты, ложась на скругленные подушки салинга — калвы, и скрепляется бензелем; образуется огон вокруг мачты. Затем накладывается внутренняя пара левого борта, наружная правого и наружная левого. В юферсы заводятся мягкие талрепы, и ванты несколько обтягиваются.

На фок-мачту поверх вант заводят штаг. Чтобы огон не обтягивался, на штаге делают мусинг. Штаг обтягивается системой блоков на бушприте, после чего конец штага закладывается за утку на носу судна.

Таким же образом заводится и грота-штаг; нижний его конец заканчивается блоком, через который проходит краг-штаг.

Краг-штаг обходит фок-мачту с обеих сторон, проводится затем через отводные блоки, установленные на палубе, и закрепляется на утках на баке.

Надо подчеркнуть, что описывалась проводка штагов применительно к вооружению бригантиной. На шхунах фока-штаг выводится на нок бушприта, а грота-штаг проходит через блок, закрепленный на топе фок-мачты, затем вдоль фок-мачты вниз на отводной блок, закрепленный на палубе, и набивается талями на палубе.

Размеры и такелаж парусов на фок-мачте бригантины (фок и фор-марсель)
Размеры и такелаж парусов на фок-мачте бригантины (фок и фор-марсель)
а — установка крепительной планки и проводка ракс-бугеля; б — основные блоки фока-рея и перты; в — заделка кренгельса и коуша на шкотовом углу; г — шов и фальшов; д — крепление шпрюйтов булиней и риф-шкентелей к ликтросу.
Слева от оси мачты — вид на паруса с носа, справа — с кормы.
1 — гардель-блок; 2 — ракс-бугель-блок; 3 — блок марса-шкота; 4 — блок гитова; 5 — бык-гордень-блок; 6 — нок-гордень-блок; 7 — блок фор-марса-шкота; 8 — блок марса-шкота; 9 — блок браса со шкентелем; 10 — фор-марса-брас; 11 — фор-марса-гитов; 12 — фор-марса-бык-гордень; 13 — фор-марса-нок-гордень; 14 — фор-марса-булинь; 15 — фор-марса-шкот; 16 — фока-брас; 17 — фока-гитовы; 18 — фока-шкот; 19 — фока-нок-гордень; 20 — фока-булинь со шпрюйтом; 21 — фока-бык-гордень; 22 — перты; 23 — подпертки; 24 — раксы (деревянные шарики Ø30) на ракс-бугеле вокруг мачты; 25 — крепительная планка, дерево δ=25; ставить на клей и шурупы 6X70; 26 — кренгельс, всплесневанный на ликтросе, для крепления к рею; 27 — заделка коуша на шкотовых углах; 28 — всплесневанная петля на ликтросе паруса; 29 — деревянный вкладыш (клевант) на конце шпрюйта.

После проводки штагов начинается окончательное обтягивание стоячего такелажа. Первыми обтягиваются штаг и кормовые ванты фок-мачты. Тут нужны постепенность и тщательность; важно, чтобы не было наклона мачты в сторону какого-либо из бортов, а в продольном отношении завал ее в корму составлял не более 2° для бригантины и до 5° — для шхуны. Когда штаг и кормовые ванты набиты, обтягивают попарно ванты правого и левого бортов, идя с носа в корму.

Таким же образом раскрепляют грот-мачту; наклон ее в корму должен быть 3° для бригантины и точно такой же, как у фок-мачты, — для шхуны.

На обтянутые ванты накладывают выбленки — первый ряд на уровне фальшборта, а остальные примерно через 400 мм. На крайних вантах выбленка закрепляется задвижным штыком, две средние охватываются выбленочным узлом. Вверху, где расстояние между вантами меньше 100 мм, выбленки можно крепить через ванту, т. е. пропускать сначала, например, правую среднюю ванту, потом — левую и т. д.

Заранее, до подъема стеньги, заводятся путенс-ванты, соединяющие основные ванты со стень-вантами. Путенс-ванта пропускается в обделанную медной полосой щель на ноке краспицы, огибает ванту с наложенным на нее ворстом и крепится к ванте бензелями. Ворст, накладываемый сразу на все ванты, — это металлический прут или, реже, оклетневанный каболкой трос.

Стеньги поднимаются отдельно снастью, которая называется стень-вынтрепом. Коренной конец стень-вынтрепа закладывается за гак с правой стороны эзельгофта, надетого на топ мачты, пропускается через шкив, косо поставленный в шпоре поднимаемой стеньги, снова идет наверх — к блоку на левой стороне эзельгофта и ходовым концом опускается на палубу. Поднятая до упора своей широкой (квадрат 90X90) частью в круглый вырез эзельгофта стеньга стопорится от опускания шлагтовом — бруском, который вставляется в шлагтовую щель у шпора стеньги и опирается концами на лонга-салинги.

Установка стеньги
Установка стеньги
а — салинг; б — нижняя часть стеньги; в — шкив в теле стеньги; г — эзельгофт; д — проводка стень-вынтрепа (вид спереди с установленной стеньгой). 1 — мачта; 2 — шпор стеньги; 3 — чиксы 200X200 на мачте, δ=50; крепить болтами М12, 2 шт.; 4 — лонга салинг 60X55, 2 шт.; 5 — краспица 30X55, ноки оковать медью 2X30 с креплением закл. Ø4, 2 шт.; 6 — калвы, 2 шт.; 7 — шлагтов; 8 — шкив; 9 — желоб для стень-вынтрепа; 10 — эзельгофт; 11 — коренной конец стень-вынтрепа, заложенный за гак на эзельгофте; 12 — блок стень-вынтрепа на эзельгофте.

Стень-ванты накладываются огонами на чиксы у топа стеньги попарно, как и основные ванты на мачтах, и обтягиваются мягкими талрепами, основанными между юферсами на нижних концах стень-вант и верхних концах путенс-вантов. Фор-стень-штаг бригантины обтягивается через блоки на ноке бушприта с креплением ходового конца талей за утку на баке. Грот-стень-штаг проводится через блок на задней стороне мачты в районе салинга, идет вниз вдоль мачты и крепится на кофель-нагельных планках. Одновременно со стень-штагами набиваются талрепами на русленях фордуны, надеваемые огонами поверх стень-вант. Отметим попутно, что все юферсы стень-вант и фордунов делаются меньше, чем юферсы основных вант.

Детали проводки вант
Детали проводки вант
а — мягкий талреп; б — юферс стень-вант; в — заделка юферса на ванте; г — юферс вант; д, е — заделка выбленок за внешнюю и внутреннюю ванты; ж — вант-клотень для предохранения снастей от перетирания об ванту.

Узлы крепления стоячего такелажа:
а — накладывание вант на топ мачты; б — соединение стень-ванты с основной вантой; в — накладывание огона фока-штага и проводка грот-стень-штага
Узлы крепления стоячего такелажа
1 — калвы на лонга-салинге мачты; 2 — внутренняя пара вант правого борта; 3 — наружная пара вант правого борта; 4 — юферс на верхнем конце путенс-ванты; 5 — нок краспицы; 6 — ворст, пруток Ø10; 7 — заделка нижнего конца путенс-ванты на ванте; 8 — основная ванта; 9 — грот-стень-штаг; 10 — огон фока-штага; 11 — мусинг.

При вооружении яхты шхуной устанавливается укороченная «сухая» фор-стеньга, не несущая никаких снастей и используемая только для подъема сигнальных знаков и флагов. На топе ее надо будет закрепить несколько небольших блоков для сигнальных фалов. Эзельгофт фок-мачты при этом должен иметь отверстие меньшего диаметра (Ø60 мм).

Теперь о такелаже для подъема реев. Фока-гардель для подъема фок-рея основывается между блоками, один из которых закреплен под салингом, а другой — по центру фока-рея. Коренной конец снасти крепится к шкентелю блока на мачте, а ходовой идет с кормы в нос через блок на рее, затем с носа в корму через блок на мачте и крепится на палубе.

Подъем: а — фока-рея, б — марса-рея; в — закладывание драйрепа
Подъем фока-рея
1 — фор-марса-рей; 2 — фор-марса-драйреп; 3 — коренной конец марса-фала, заложенный на руслене левого борта; 4 — ходовой конец марса-фала; 5 — фока-рей; 6 — огон коренного конца фока-гардели; 7 — ходовой конец фока-гардели.

Фор-марса-рей поднимается фор-марса-драйрепом, который крепится за середину рея, проходит через блок на топе стеньги и заканчивается блоком марса-фала, всплесневанным в драйреп.

Фор-марса-фал основывается мантылем, причем его коренной конец крепится на левом руслене, а ходовой — за нижний юферс на правом.

Размеры самих реев указаны на чертеже; они имеют круглые поперечные сечения и сужаются от середины к концам по кривой кругового сегмента. Посередине реев устанавливаются крепительные планки, которые предотвращают перемещение ракс-бугелей и блоков в стороны.

Ракс-бугель представляет собой трос, на который надеты деревянные шарики — раксы, играющие роль подшипников при движении рея относительно мачты. Коренной конец троса ракс-бугеля крепится на рее, а ходовой огибает мачту, проходит через блок на рее и крепится на кофель-нагельных планках спереди мачты. Такая проводка дает возможность плотно подтягивать поднятый на место рей к мачте и наоборот — ослаблять ракс-бугель при опускании или подъеме рея. Ходовой конец ракс-бугеля марса-рея крепится за юферс путенс-ванты.

Готовый фока-рей оснащается пертами — тросами, которые проходят на расстоянии около 750 мм вдоль рея и предназначены для передвижения по ним при взятии рифов и уборке парусов. Провисающие средние части пертов поддерживаются вертикальными подпертками. На марса-рее перты не обязательны, так как легкий рей несложно приспустить и снова поднять.

Горизонтальность положения реев обеспечивается топенантами. Топенанты фока-рея крепятся за шкентели блоков под эзельгофтом, проводятся в блоки на ноках рея и опять через блоки под эзельгофтом тянутся на палубу, где крепятся на кофель-нагельных планках. Топенанты марса-рея надеваются на ноки рея огоном, проходят через блоки на топе стеньги и крепятся на палубе.

Блоки для проводки бегучего такелажа:
а — схемы типовых одно- и двухшкивного блоков (размеры в табличке); б — блок шкота; в — блок топенанта; г — остропка блока; д — канифас-блок
Блоки для проводки бегучего такелажа
1 — строп Ø10; 2 — топенант.

Размеры типовых блоков (мм)

Диаметр А B C D E d H
троса стропа
6—10 10 114 95 62 83 13 70 13
13 13 152 127 83 110 16 100 16
13 13 230 190 120 165 22 100 22
25 25 305 255 165 220 28 200 28

 

Проводка брасов
Проводка брасов
1 — основанные на мачте фор-марса-брасы; 2 — шкентель браса; 3 — парные блоки на грота-штаге; 4 — основанные на мачте фока-брасы.

Шкентели брасов надеваются огонами на ноки реев, а в свободные концы всплесниваются блоки; длина шкентелей фока-брасов около 1000 мм, а фор-марса-брасов — около 500 мм. Коренные концы фока-брасов крепятся на топе грот-мачты, ходовые концы фока-брасов проходят через блоки шкентелей на ноках рея, затем - через блоки, закрепленные полуштыком на грот-штаге (несколько ниже крепления коренных концов) и вниз на палубу. Фор-марса-брасы представляют собой один конец, который своей серединой накладывается на топ грот-стеньги поверх такелажа (крепить выбленочным узлом); его ходовые концы через блоки шкентелей на ноках рея и пару блоков на грот-штаге проводятся на палубу.

На грот-мачте основываются гафель и гик. Гафель поднимается по мачте гафель-гарделью, которая закреплена у пятки гафеля, пропущена через блок под салингом и крепится внизу на кофель-нагельных планках.

Вторая снасть гафеля — дирик-фал — служит для натягивания гафелем задней шкаторины грота. Дирик-фал может быть проведен несколькими способами. Самый простой — проводка в один лопарь. На гафеле закрепляют шпрюйт (от нока до точки, расположенной на 1/3 длины гафеля от пятки), пропущенный через блок на конце дирик-фала; ходовой конец дирик-фала проводится через блок под эзельгофтом и опускается на палубу.

Можно провести дирик-фал и в три лопаря. В этом случае коренной конец дирик-фала закрепляется за нок гафеля. Ходовой конец продергивается через двухшкивный блок под эзельгофтом, снова идет к середине гафеля, проводится через блок, опять идет к двухшкивному блоку под эзельгофтом и после него крепится на палубе.

Гика-шкот основывается между блоками на гике и блоками на планшире транца в несколько лопарей.

На усы гафеля и гика также ставятся ракс-бугели.

При вооружении судна шхуной на фок-мачте основываются гафель и гик так же, как и на грот-мачте.

Вид на топ грот-стеньги бригантины
Вид на топ грот-стеньги бригантины
1 — топсель; 2 — блок топсель-фала; 3 — клотик: 4 — чиксы, на которые закладываются огоны снастей; 5 — фор-марса-брасы;
6 — стень-штаг, по которому поднимается грот-стень-стаксель;
7 — стень-ванты; 8 — стень-фордун.

Перейдем теперь к пошиву и оснащению парусов. Лучше всего использовать парусную ткань типа «фильтромиткаль». Каждое полотнище для большей прочности нужно прошить фальшвами. По шкаторинам паруса обликовываются ликтросом, в который всплеснивается необходимое количество кренгельсов.

На фок с обеих сторон нашиваются риф-банты — усиливающие полосы ткани шириной 50 мм с люверсами для прохода риф-сезней. Если на фоке будет сделан ряд риф-бантов с риф-сезнями, на боковых шкаторинах на уровне риф-бантов закрепляют риф-шкентели, которые проводятся на палубу через блоки на ноках и блоки, закрепленные на огоне штага. При взятии рифов парус риф-шкентелями подтягивается к рею, после чего начинается обвязка сезней.

На марселе ставить риф-банты не стоит, так как площадь паруса невелика, а брать на нем рифы будет сложно.

Такие же люверсы, как и на риф-бантах, делаются по верхним шкаторинам прямых парусов для крепления сезневкой к реям, по верхней, передней и нижней шкаторинам гафельных парусов для крепления к гафелю, мачте и гику. По передним шкаторинам стакселей и кливеров устанавливаются раксы. Расстояние между люверсами и раксами всюду должно быть около 300—350 мм. На чертеже показаны люверсы из обметочного кольца с развальцованной трубкой. По возможности следует применять стандартные люверсы и стаксель-карабины (вместо самодельных проволочных раксов).

Последовательность заделки люверсов
Последовательность заделки люверсов
I — металлическое кольцо 1 накладывается на отверстие в парусе 2 и обметывается прочной ниткой 3.
II — ставится и развальцовывается обделочное кольцо 4.

К нижним — шкотовым углам прямых парусов крепятся блоки шкотов и гитовов. Коренной конец гитова крепится к рее на расстоянии 1,4 м от середины для фока и 1,0 м для марселя. Ходовой конец проводится через блок в шкотовом углу, через блок на рее (закрепленный на 0,6 м ближе к середине рея, чем точка крепления коренного конца), проходит через вант-клотень — направляющую обойму, закрепленную на ванте, и оканчивается на нижнем юферсе этой ванты.

Фока-шкот каждого борта крепится на рыме с наружной стороны фальшборта (перед грота-русленями), продергивается через блок в шкотовом углу паруса, возвращается назад и через шкив-гат в борту проходит на внутреннюю сторону фальшборта, где и закладывается за утку у планширя.

Фор-марса-шкоты, заложенные за углы паруса, проходят через блоки на ноках фока-рея, затем через блоки у середины того же рея и вниз на палубу перед мачтой. На малых парусниках часто для проводки шкотов марселей использовались блоки каких-то других снастей; например, в больший шкив проходил марса-шкот, а в меньший — фока-топенант.

Фока-булини для оттягивания на ветер боковой шкаторины проводятся от шпрюйта на парусе в нос судна, где при помощи канифас-блоков они направляются на утку.

Фор-марса-булини проходят через блоки на фор-стень-штаге, закрепленные на уровне топа мачты, затем через блоки на бушприте, которые установлены между фок- и фор-стень-штагами, и закладываются за утки на носу судна.

Бык- и нок-гордени, которыми мяготь паруса подтягивается вверх — к рею, закладываются за кренгельсы соответственно на нижней и боковых шкаторинах, проходят через блоки, подвешенные к рею, на блоки, закрепленные под салингом — для фока или на огоне штага — для марселя, а затем крепятся на кофель-нагельных планках перед мачтой.

На бегучем такелаже гафельных парусов и стакселей останавливаться не будем — эта оснастка знакома любителям парусного спорта. Добавим только, что с начала прошлого столетия гафельное вооружение изменилось очень мало

При оснастке судна лучше всего использовать трос «сельфактор» для деталей бегучего такелажа и пеньковые тросы — для стоячего. Капроновые тросы можно применить только для бегучего такелажа; ванты и штаги из них делать нельзя, так как они вытягиваются и теряют прочность.

Приведем рекомендуемые диаметры тросов стоячего такелажа (мм): фок- и грот-штаги, перты и подпертки — 25; ванты основные, стень-штаги — 13; краг-штаг и ватерштаг — 19; найтовы и выбленки — 10; вулинги н талрепы вант — 6; стень-ванты и фордуны — 8.

Диаметры тросов бегучего такелажа и отделки парусов (мм): булини, гитовы, ракс-бугели, топенанты, марса-брасы — 6; гардели и драйреп — 13; брасы, марса-фал, марса-шкоты — 8; шкоты, шкентели, стаксельфал, ликтросы — 10; гордени и булини — 4—6.

Д. И. Селезнев, «Катера и яхты», 1973 г.

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте