Моторные лодки, катера, яхты, проекты лодок для самостоятельной постройки, тюнинг мотолодок, лодочные моторы, надувные лодки, технические данные и описания мотолодок  


  Главная>>>   Мотолодки, катера, яхты>>> «Бостонский китобой» сегодня

«Бостонский китобой» сегодня

Обзор продукции ведущих катеростроительных фирм мира. «Boston Whaler» - «Бостонский китобой» - модели мотолодок 1999 г.Представляем очередной обзор продукции ведущих катеростроительных фирм мира. На этот раз речь идет о выпускаемых в 1999 г. моделях мотолодок с маркой «Boston Whaler»«Бостонский китобой». Штаб-квартира фирмы расположена довольно далеко от Бостона — в г. Эджуотер на солнечном полуострове Флорида — и в принципе современная продукция фирмы никакого отношения к китобойному промыслу не имеет. Тем не менее, название неслучайно: оно подчеркивает великолепные мореходные качества и надежность строящихся здесь небольших (от 3,45 до 9,35 м) суденышек, т. е. именно те черты, которыми славились китобойные вельботы, некогда строившиеся в Бостоне.

Обратившись к подшивке «КиЯ», мы легко установили, что в журнале первое упоминание «Бостонского китобоя» относится к 1968 г., причем уже тогда лодки этого типа считались популярными; «Бостонский китобой» существовал уже более 10 лет, а впервые лодка с таким названием была показана на Бостонской бот-шоу в 1958 г. И сразу же произвела сенсацию. Поражало не то, что 5,1-метровая лодка с нагрузкой 400 кг показала на мерной миле 60 км/ч с 65-сильным «Эвинрудом». Сенсацией были испытания той же самой мотолодки в открытом море (точнее — океане): при ходе против волны она прошла 10-мильную трассу со средней скоростью 36 км/ч, тогда как даже более крупные лодки не могли поддерживать и 18-20 км/ч.

Секрет заключался в фирменных обводах нового типа. Заслуга инженеров фирмы в том, что они одними из первых использовали широкие формообразующие возможности, предоставляемые такими новыми материалами, как стеклопластик и пенополиуретан. Это позволило применить при серийном производстве довольно сложные тримаранные обводы и было важным прорывом в технике катеростроения, что дало фирме возможность уже в течение более 40 лет занимать лидирующее положение в области выпуска небольших, но мореходных открытых рыболовных мотолодок.

Эскиз теоретического чертежа «классического» «Бостонского китобоя»
Эскиз теоретического чертежа «классического» «Бостонского китобоя».
В дальнейшем в основном варьировались лишь обводы носовой части и угол килеватости днища.

При этом сравнимые по длине лодки выпуска 99-го года, с точки зрения гидродинамики да и по внешнему виду очень похожи на «Аутрейдж» — классический «Бостонский китобой» образца 1960 г. Это, кстати сказать, подчеркнуто и тем, что пять сегодняшних моделей носят то же самое название (и различаются только цифрой длины в футах).

Для рассмотрения формы корпуса советуем читателям просмотреть статьи Д. Антонова в № 23 и 31 «КиЯ», из которых мы повторяем приводимую схему выпукло-килеватых тримаранных обводов типичной мотолодки «Бостонский китобой».

Итак, перед нами развитие идеи двухтоннельных «морских саней», к середине 50-х гг. принявших вид тримарана-«кафедрала» американца Ричарда Коула. Создатели «Бостонского китобоя» довели тримаранные обводы до совершенства, скруглив углы. Центральный корпус с обводами «глубокое V» получил больший, чем обычно, объем и выпуклые — округлые — очертания, что существенно смягчило ход по волне и улучшило условия работы гребного винта. В районе глиссирующего кормового участка угол килеватости днища несколько уменьшен, что повышает общий пропульсивный КПД. Той же цели служила тщательно отработанная система продольных реданов и брызгоотбойников (в том числе и внутри тоннелей).

Схема, объясняющая повышенную остойчивость «Бостонского китобоя»
Схема, объясняющая повышенную остойчивость «Бостонского китобоя» по сравнению с лодкой традиционных обводов
(при одинаковой ширине корпуса).

Легко заметить, что при крене под действием одинакового момента Мкр плечо восстанавливающего момента I у «Бостонского китобоя» намного больше, чем L у обычной лодки. Кроме того, появляется и гидродинамическая сила T на внешней стенке спонсона. Их сумма — спрямляющая сила d, действующая на «Бостонский китобой», будет существенно меньше, чем D на традиционной лодке.

Бортовые спонсоны, имеющие округлые очертания и развал внешних стенок, оборваны где-то на 2/3 длины от форштевня. Их кили приподняты так, что на ходу они не касаются воды и начинают работать только при крене, препятствуя его нарастанию. Появление спонсонов в широкой носовой части лодки улучшает продольную балансировку объемов, а это заметно повышает продольную остойчивость и улучшает условия движения поперек волны (и особенно — с попутной волной).

Редкая удача создателей «классического» «Бостонского китобоя», на базе которого за 40 лет выпущено свыше 70 000 первоклассных рыболовных лодок, объясняется счастливым сочетанием всех составляющих факторов. Готовых прототипов не было, но опытные конструкторы, начиная с нуля, хорошо представляли, что от них требуется, и добились полного соответствия разработанных ими высокоэффективных обводов размерениям, энерговооруженности и главное — основным эксплуатационным чертам задуманной новаторской лодки. Все аспекты проектирования были подчинены главной идее — создать остойчивую и непотопляемую рабочую платформу, приспособленную для выходов в открытое море и достаточно быстроходную (чтобы успеть дойти до укрытия при ухудшении погоды). Задуманная мореходная лодка предназначалась, в первую очередь, для спортивного рыболовства, хозяйственных нужд, спасательной и экспедиционной службы.

Отметим подчиненность характеристик лодки особенностям эксплуатации. «Бостонский китобой» должен был иметь минимальные размерения, чтобы упрощались перевозка и обслуживание лодки, чтобы высокая скорость достигалась при умеренной мощности ПМ (это для нас 65-100 л. с. не только 40 лет назад, но и сейчас представляются мощностью «выше средней»!). Учитывался, разумеется, и давно известный принцип: «меньше вес — меньше цена!», располагающий покупателя в пользу предлагаемой лодки. Обводы и размерения лодки должны были гарантировать не только заданную скорость, но и остойчивость, и мягкий ход по волне — возможность работать в «обычных» морских условиях. Низкий надводный борт должен был уменьшать воздействие ветра, а также упрощать работу экипажа со снастями, прием грузов, подъем спасаемых и т. д. Можно сказать, впервые надводный борт не предназначался для защиты людей от брызг и ветра: забрызгивание и захлестывание здесь не представляли смертельной опасности, т. к. непотопляемый и по сути неопрокидываемый «Бостонский китобой» имел самоотливной кокпит (его герметичный настил поднят выше КВЛ). Для обеспечения безопасности и удобства работы применена тщательно продуманная и испытанная на практике система релингов и поручней.

Благодаря широкой в плане носовой части «Бостонского китобоя» кокпит удалось сделать исключительно просторным (его размеры мало отличаются от габаритов лодки), а чтобы ничто не мешало подойти к борту в любом месте, и обеспечивало полную — на 360° — свободу передвижения по всему периметру лодки при вываживании крупной рыбы, пульт управления (спереди прикрытый высоким лобовым стеклом) расположили «островком» в середине кокпита.

Наконец, конструкторы сделали все возможное, чтобы та же полностью оборудованная рыболовная лодка перестала производить впечатление дорогой игрушки, а и по существу, и по внешнему виду была надежной, удобной и простой в эксплуатации, неприхотливой рабочей лодкой, где есть все необходимое, но нет ничего лишнего.

Достаточно упомянуть, что герметичный горизонтальный настил кокпита сделан нескользящим, а для наведения чистоты после длительной удачливой рыбалки достаточно просто скатить его водой. Мягкие кресла также нисколько не боятся воды. Даже на 5-метровой лодке имеются сухие багажники (в том числе — в корпусе пульта управления), шкафчики, рундучки, ящичек для наживки и другие чисто рыболовные приспособления.

Остается отметить и такой немаловажный фактор, как возможность существенно упростить конструкцию корпуса лодки и максимально механизировать сам процесс ее крупносерийной постройки: «Бостонские китобои» строились и строятся с применением передовой технологии, включающей заливку вспенивающегося материала в полость между двумя предварительно отформованными тонкостенными секциями-оболочками. Нелишне напомнить, что эта заливка легким и жестким пенополиуретаном обеспечивает не только прочность корпуса, но и полную непотопляемость загруженной и залитой лодки. Ушла в прошлое трудоемкая операция сборки корпуса с подгонкой и присоединением множества отдельно изготовленных деталей и узлов. Началась эра применения по-настоящему современных материалов, которые, судя по всему, придется использовать и в следующем столетии.

Вот что говорят о своей «непотопляемой легенде» сами создатели «Бостонского китобоя»:

Типовая конструкция монолитного корпуса «Бостонского китобоя» с использованием технологии Unibond
Типовая конструкция монолитного корпуса «Бостонского китобоя» с использованием технологии Unibond.
1 — внутренняя секция-оболочка: гелькоут и тонкий слой стеклопластика; 2 — наружная секция-оболочка: гелькоут и стеклопластик; 3 — заполнение пенополиуретаном; 4 — местные усиления стеклоармирующим или иным материалом.

«Началось все с малого — с лодки длиной 13 футов, которая не походила ни на какую другую на Boat Show 58. Так легенда зародилась. Вот уже сорок лет эта легенда крепнет и обрастает подробностями. Лодка выдерживает десять человек, будучи заполненной до краев водой. Она сохраняет плавучесть, получив 1000 попаданий из автомата. Она может продолжать движение, будучи разрезанной пополам (если, конечно, вы остались на половине с мотором). На ней преодолевают прибойную волну с грузом яиц... Все эти истории — правда. Конструкция из пенопласта по технологии Unibond делает «Бостонский китобой» абсолютно непотопляемыми. Когда-то это было в диковинку, да и сейчас еще — факт не рядовой. «Уэйлеры» первыми были оборудованы центральным пультом управления, первыми получили ломаные скуловые образования для отражения брызг.

Рыбаки полагаются на «Бостонского китобоя» там, где на обычные лодки нет надежд. Семейства отдыхающих из года в год нагружают их грудами всевозможных принадлежностей, причем лодка переходит от поколения к поколению как семейная реликвия. Сейчас еще можно приобрести небольшой классический «Уэйлер» образца 1958 года! Но можно выбрать и лодку с глубоким V нового поколения, с увеличенной высотой борта и шириной, запатентованной конструкцией корпуса Accutrack.

За годы многое изменилось, но принципиальные решения остались прежними: абсолютная надежность, врожденная остойчивость, полная безопасность. Благодаря непотопляемой конструкции Unibond лодки «Бостонский китобой» безопаснее, чем надувные. Плюс гораздо большая — уникальная прочность и долговечность корпуса... Именно это нужно, когда Береговая охрана идет на «Уэйлерах» спасать обычные лодки, застигнутые штормом. Именно такая прочность нужна, когда морская пехота высаживает с «Уэйлеров» десант на необорудованный берег. Именно такая жесткость нужна фанатичным рыбакам, иначе лодка не выдержит все их немыслимые рыболовные принадлежности. Это именно то, что нужно полиции и пожарным.

Эти снимки убеждают в невероятной живучести «Бостонского китобоя»
Эти снимки убеждают в невероятной живучести «Бостонского китобоя».

А начинается прочность с автоматизированной системы проектирования, которая превращает чаяния будущих владельцев в трехмерный образ идеальной лодки. Затем фасонно-фрезерный станок с цифровым управлением и головкой, имеющей пять степеней свободы, вырезает этот образ с микронной точностью. Проводятся специальные эргономические исследования, чтобы абсолютно все внутри лодки оказалось в нужных местах — релинги, комингсы, утки, рычаги управления. Прототип испытывается на всевозможные виды нагрузок, совершенствуется и снова испытывается. Когда все доведено до идеала, изготавливаются металлические формы для изготовления секций корпуса. Они полируются, затем на них напыляется гелькоут в качестве слоя внешней отделки. Смола и стекловолокно (включая маты из двунаправленных и трехнаправленных волокон) применяются в точном соотношении 40:60 для обеспечения прочности и, в то же время, гибкости. Палубная и днищевая секции соединяются, а пространство между ними заполняется пористым пенопластом, который превращает корпус в жесткую монолитную конструкцию. Она непотопляема, поскольку пенистый материал не поглощает воду. И совершенно непроницаема. Все дельные вещи выполнены из нержавеющей стали. Они крепятся на винтах к синтетическим закладным пластинам, которые прочнее любого дерева и совершенно не гниют.

«Уэйлер» примет на борт и сделает все, что вы пожелаете! — И это не просто слова. Они подтверждены десятилетней гарантией изготовителя.

«Знаменитые благодаря мореходности и непотопляемости» — так отзываются об «Уэйлерах» морские журналы. Из статей о них можно составить книгу. А рассказы о них можно услышать в любом уголке, где достаточно воды, чтобы спустить на нее лодку. Рассказы, ставшие частью легенды. Легенда продолжается. И вы можете стать частью этой легенды.»

Если не говорить о 3,45-метровом динги «Tender» и двух малых разъездных лодках — 4,1-метровой «GLS» и 4,34-метровой «Dauntless» (хотя и их корпуса имеют те же фирменные черты), базовыми моделями «Бостонского китобоя» на сегодня являются: 5,1-метровые «Standard» и «Montauk», две лодки семейства «Dauntless» («Неустрашимый»), две лодки «Ventura» («Приключение»), пять лодок «Outrage» («Ярость») и четыре «Conquest» («Завоеватель»).

Основную группу составляют восемь мотолодок с длиной 16-20 футов (4,95-6,0 м). Более крупные лодки, оставаясь «Бостонскими китобоями» по характеру обводов и конструкции корпуса, внешне и по планировке все меньше отличаются от привычных типовых разновидностей современных мотолодок других фирм: появляются развитая рубка, съемный хардтоп, носовая каюта, душевая, камбуз с плитой и холодильником и т. п.

Основные технические данные базовых моделей «Бостонских китобоев»
выпуска 1999 г.

Основные технические данные базовых моделей «Бостонских китобоев» выпуска 1999 г.

Рассмотрим планировку и оборудование нескольких типичных, самых популярных моделей.

17-футовый «Montauk» — простейший «Бостонский китобой», предназначенный для охоты на крупную рыбу на морском волнении. Журнал «Salt Water Sportsman» назвал эту лодку «квинтэссенцией надежных (ломаться здесь нечему!) лодок с центральным расположением пульта управления». «Классическая» для «Бостонского китобоя» планировка просторного кокпита позволяет померяться силами с крупной рыбой с любой из четырех сторон, и везде есть релинг или поручень, чтобы схватиться за него (и заложить страховочный конец), если рыба окажется сильнее. Двойное кресло водителя имеет «перекидную» спинку, что позволяет садиться как лицом в нос, так и лицом в корму и опираться спиной при управлении стоя, а боковые поручни не дадут «выпасть из седла» при резких толчках. Непотопляемая конструкция Unibond позволяет лодке выдерживать полную нагрузку 2000 фунтов в залитом водой состоянии (успокаивающая мысль, когда берег где-то за горизонтом).

17-футовый «Montauk» — простейший «Бостонский китобой»

Оборудование базовой модели сугубо спартанское. В корпусе  пульта управления — шкафчики для мелких вещей и аккумуляторный отсек. Основной багажник — в носу с люком в дне кокпита. Рыболовное оборудование — два стакана-держателя спиннингов (на спинке сиденья) и крепления для укладки удилищ по-походному.

А вот за дополнительную плату можно заказать комплект диванов и различных съемных вращающихся кресел на полное число пассажиров (лодка 7-местная). Предусмотрены резьбовые гнезда и погоны для установки всего этого оборудования с выбором места по вкусу покупателя. Чаще всего ставят двухместный диван с встроенным в него холодильником, садок для живой рыбы, дополнительные шесть держателей спиннингов и навесную кормовую площадку со своим релингом. Воднолыжники приобретают удобный пилон с клюзом для фала.

«17’ Outrage»

Более крупный и тяжелый, чем «Montauk» (хотя по названию — тоже 17-футовый) «17’ Outrage» по существу отличается только составом штатного оборудования, в том числе набором и вместимостью рундуков и числом сидений. Появился встроенный бак для горючего. Разрешенная мощность ПМ увеличилась до 150 л. с. Кроме носового, оборудовано еще и кормовое якорное устройство со своим шпилем. Появилось дополнительное рабочее место рыболова в корме. Кормовая платформа вошла в состав штатного оборудования. Ниша (рецесс) ПМ закрывается крышкой-столиком. Под угловыми сиденьями у транца оборудованы живорыбный садок и ящик для рыболовного снаряжения. Словом, это — классический наиболее популярный рыболовный «Бостонский китобой», в котором доведены до совершенства все плюсы самой первой модели с таким же названием. Тем не менее, перед каждым новым сезоном хоть что-нибудь, но добавляется или изменяется к лучшему.

«Бостонский китобой» - «Outrage»

Остальные все более крупные модели «Outrage» (на 21, 23, 26 и 28 футов) все больше отходят от этого спартанского идеала. Пульт управления растет и превращается в рубку, в которой размещаются не только шкафы, но и санузел и тамбур схода в носовую двухместную каютку. Носовой кокпит уменьшается, и на 28-футовой модели его уже нет, зато появилась надстройка, заметно увеличивающая объем каюты. Рыболовам отведена кормовая половина этой большой 14-местной мотолодки, которая оборудована по высшим меркам рыбацкого искусства. Например, за спиной водительского сиденья появился объемистый рыболовный шкаф с двумя ваннами, закрываемыми столешницами, и выдвижными ящиками. Имеются встроенные баки с рециркуляцией воды для наживки и, разумеется, улова. Если на средних по величине моделях над пультом управления можно поставить легкий тент, то на 28-футовике это уже самая настоящая крыша-хардтоп. Чтобы якорное устройство не мешало работам на носу, шпиль убран в закрываемый заподлицо с палубой ящик, а якорь в походном положении ложится в вырез на носовой площадке-бушприте.

«Бостонский китобой»

Сказанное выше относится и к оборудованию трех моделей «Conquest» (21, 23 и 28 футов), но эти лодки меньше отличаются от традиционных больших моторок; на них нет центрального пульта управления, он расположен по правому борту на переборке, отделяющей носовую половину лодки от кокпита.

Обе модели «Ventura» по планировке также имеют мало общего с классическим «Бостонским китобоем»: это традиционные открытые лодки 6-метрового класса с носовым кокпитом и проходом в него через «форточку» в лобовом стекле.

«Dauntless»

А вот 14-, 16- и 18-футовые «Dauntless» наоборот — представляют собой вариации «17’ Outrage», позволяющие потенциальному покупателю выбирать наиболее подходящую лодку.

Н. К., 1999 г.

Некоторые другие модели лодок компании «Boston Whaler» см. здесь.

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Разделы сайта:
Мотолодки, катера, яхты
Мотолодки, катера, яхты. Разное, советы...
Обзор моделей лодок, катеров, яхт
Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.
Проекты лодок для самостоятельной постройки
Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт.
Тюнинг мотолодок
Тюнинг, доработка серийных лодок.
Лодочные моторы
Отечественные и зарубежные лодочные моторы.
Надувные лодки
Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание.
Рыбалка
Все о рыбалке, рыбаках и рыбах.
Подводная охота
Любителям подводной охоты.
Уровень воды в реках
Уровень воды в реках РФ. Список гидропостов.
Географические карты
Вся территория бывшего СССР.

поиск по сайту
примеры запросов: проекты катеров, чертежи яхт

Подпишитесь на рассылки:
Новости сайта vodnyimir.ru
Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки



Rambler's Top100
Рейтинг - яхты и катера
Все права защищены. Копирование материалов сайта vodnyimir.ru запрещено. Все случаи нарушения будут преследоваться согласно закону об авторских правах. Предложения и пожелания отправляйте на admin@vodnyimir.ru. Размещение рекламы на сайте